Падди Кайе выдают его руки. 

Кайе, отдыхающий в своем родном Сквамише, в баре The Watershed Grill, совершенно не выглядит как патриарх коричневого пухляка. В то время, как многих хардкорных билдеров можно с первого взгляда легко спутать с лесорубами или рабочими-строителями (впрочем, они именно ими и являются, по большей части), Кайе носит чистую оранжевую футболку с надписью Joyride и кепку от New Era. Его худощавая, потрепанная и довольно атлетичная фигура испускает ту же outdoor-ауру, что и у большинства других представителей Сквамиша. 

Однако, его мозолистые и грубые пальцы, держащие бокал с лагером, в лучах заходящего солнца Британской Колумбии, сильно контрастируют с остальным казуальным обликом. Это даже не руки, это инструменты. Он как Донателло, работающий с грунтом, а они как его стамески, грязные кисти молчаливого мастера, который провел два последних десятилетия в создании настоящих шедевров из земли и дерева. Это Падди Кайе, крестный отец паркового катания. 

Можно смело сказать, что трасса слоупстайла RedBull Joyride, это большой драгоценный камень в короне байк-парка Вистлер - бесспорно, самого известного в мире места для катания с канатным подъемником. Именно эту трассу вы видите, когда садитесь на креселку Fitzsimmons Chair, и все эти идеально выведенные контруклоны и вылеты, разбавленные деревянными конструкциями - это, наверное, одна из самых захватывающих и впечатляющих площадок Вистлера. 

Эта дерт-площадка - а по сути, целый байкпарк - обязана своим возникновением лыжнику с равнин Онтарио, который приехал в Вистлер провести небольшой отпуск. Уроженец Оттавы, как и многие канадцы с востока страны, в 1992, после получения степени по экономике в университете Карлтона (Carleton University), Кайе поехал на запад. Обратно он не возвращался. 

“Я прилетел всего лишь на 5 дней, и вот, спустя 20 лет, я все еще здесь”, говорит Падди. “Это был реально какой-то зов гор - не знаю, как еще это можно назвать”. Причем, зацепили Падди не велосипеды, а его страсть к зиме, которая развилась у него за бесчисленные часы, что он проводил на маленьком холме недалеко от своего дома. Но вскоре после того, как он переехал в Вистлер, начав новую жизнь, состоящую из пухляка и идеальных поворотов, трейлы тоже подали свой голос. 

“По большей части, в тот момент меня на побережье держали именно лыжи и снег,” говорит Кайе, “когда я открыл для себя горный велосипед, и с этого момента завертелось. Хоть я раньше и катался на велосипеде, но это был шоссейный велосипед. А с горным все было по другому - ты собираешь компанию, чтобы раскатывать местные тропы и находить что-то новое - вот как это было.” 

Благодаря новому летнему увлечению, у Кайе и его соотечественников рождается грандиозная идея. В то время здесь (в Вистлере и в округе) многие уже участвовали в соревнованиях NORBA (National Off-Road Nicycle Association) и Кубке Британской Колумбии, и многие райдеры уже успели наесться трейлами в духе старой школы. Парни начали добавлять на трейлы контруклоны, мосты и прочие трюковые элементы, привнося на гоночную сцену флоу и элементы в стиле Северного Побережья. 

“Вистлер был просто просто идеальным местом для трейлбилдинга, огромное количество очень продвинутых людей, которые очень легко принимали какие-то новые идеи”, говорит Падди. “Это было постоянное развитие, мы совершенствовали свои байки и строили все более сложные трейлы, постоянно заставляя друг друга двигаться дальше и становиться лучше. Я думаю, мне повезло, я просто встретил нужных людей в нужное время. Многое из того, что мы потом сотворили, родилось за посиделками с пивом и разговорами о различной хренотени. Нам нечего было терять.” 

В 1997, их команда решила начать делать все официально, и так родилась компания Joyride (впоследствии ставшая Joyride Bike Parks Inc), которая специализировалась на трейлбилдинге и организации эвентов. И самым первым после основания стало предложение Вистлеру построить байк-парк. Уже в следующем году он, и его добрый друг Крис Винтер начали работу над трейлом, удачно получившим название Joyride - первым официальным трейлом байкпарка Вистлер, положив тем самым начало будущей MTB-мекке. Наряду с этим первым трейлом, в активе открывшегося в 1999 году (вообще-то, в 1998) байкпарка имелся еще неоконченный тогда B-Line (первый трейл, построенный с помощью техники), и еще несколько, созданных руками местных райдеров. Как говорит Кайе: “Вот тут-то все и началось”. 

Когда новоявленный байкпарк обрел большую известность (а произошло это весьма быстро), Joyride запустили свой первый эвент - Joyride Slopestyle в 2001-м году, возможно, первый слоупстайловый эвент в мире. В отличие от традиционных DH-гонок, трасса Slopestyle была основана на сочетании вылетов и контруклонов, что “по сути, копировало горные лыжи и сноубординг, как это было с байкер-кроссом”, говорит Кайе. Соревнования, поддерживаемые байкпарком, но финансируемые Joyride, проводились вплоть до 2003 года, когда управление эвентом перешло к Crankworx (причем не так уж и по доброй воле). Кайе перенес свое детище в местечко Sun Peaks, но, хоть и был разочарован, сами постройки в Вистлере оставил нетронутыми. По его словам, “это хоть и было совсем не круто, но вполне понимаемо - растущий спорт, и за одно место под солнцем дерется сотня человек”.

Оставив слоупстайл за спиной, Кайе продолжил строить в Вистлере, под руководством менеджера трейлбилдерской команды Дейва Келли (Dave Kelly - именно он построил знаменитый на весь мир A-Line и не менее крутой Dirt Merchant). Орудуя джойстиками экскаватора в еще не открытом тогда Гарбанзо (верхняя часть байкпарка Вистлер), вдалеке от всего этого гламура соревнований, он осознал, что его (и компании Joyride) будущее в меньшей степени организация эвентов, а в гораздо большей - строительство. 

“Первые несколько лет мы концентрировались именно на эвентах”, говорит Падди. “А потом они как-то подвыдохлись, и я понял, что денег я тут особо не заработаю. Но я могу зарабатывать, строя. Вскоре после этого я был нанят компанией Intrawest, и был одним из первых людей, бывавших на Гарбанзо до его открытия в 2004-м году - там был я и моя собака, и мы копали.” 

Сосредоточившись на строительстве, Кайе также оплачивал свои счета за счет работы менеджером команды Rossingol Skis, даже переезжал на какой-то период к ним в головной офис в Юте. Компании Joyride в эти годы пришлось сбавить обороты в работе, а Кайе в конце концов выкупил долю своего партнера Криса Винтера, но продолжал в нерабочее время заниматься разрозненными проектами - поскольку открыл свою сильную сторону. 

В Юте я работал с Freeride Entertainment и другими подобными компаниями, строя для них разные весьма своеобразные вылеты и прочие темы”, говорит Кайе. “Я сразу начал специализироваться на работе с техникой, на создании трейлов и различных фигур при помощи машин. Я осознал, хоть это и странно звучит, что у меня талант в этой жизни - это управлять экскаватором. Поэтому я пошел в этом направлении, где и обрел значительный успех, заняв свою нишу.” 

Не смотря на первоначальное затишье, вскоре Кайе и его компания были заняты в различных проектах по всей Северной Америке. В 2009-м год они начали строительство трейла на Красной горе (Red Mountain, Британская Колумбия), а также строительство байк-парка без канатных подъемников в Black Rock, штат Орегон - в том же году. И именно в это время Joyride начинает сотрудничать с одной из, пожалуй, самых весомых организаций в мире экшен-спорта - RedBull, у которых есть даже своя космическая программа, более успешная, чем в некоторых странах. 

Наряду с другими одиночными проектами, RedBull нанимал компанию Падди в 2006-м году для строительства SnakePit, массивной дертовой серии в Юмире, Британская Колумбия, потом в 2010-м для участия в подготовке самого престижного эвента в мире горного велосипеда - RedBull Rampage. Вовлечение Joyride в организацию Rampage было колоссальным успехом, и позволило реализовать другой проект компании в 2011-м - спустя десятилетие, Joyride Slopestyle вернулся, и это стало перерождением оригинального мирового события в мире слоупстайла, которое стало основным шоу на фестивале Crankworx. 

Кайе, Joyride и RedBull подошли к созданию новой трассы так же творчески и нестандартно, как это было и с оригиналом. Многие из местных, что работали на горе в те времена, когда Кайе копал на Гарбанзо, все еще продолжали работать в парке, и при помощи лучше в мире атлетов, давших очень много полезной информации и вдохновения, они продолжили раздвигать рамки возможного на велосипеде. 

“Я бы не придумал такой дизайн самостоятельно”, говорит Кайе. “Я работал с наиболее продвинутыми на тот момент райдерами, чтобы быть в теме, и каждый год мы изучали, что же работает, а что не очень, и мы постоянно двигались вперед и развивались. Мы понимали, что вряд ли сможем удовлетворить всех сразу - постоянно нужно будет что-то дорабатывать, но мы прислушивались друг к другу и работали сообща.” 

Отдавая должное райдерами и Red Bull, Падди также признает вклад Intrawest в развитие как своего бизнеса, так и парковой индустрии в целом (Intrawest с 1986 по 2012 год владела курортом Whistler-Blackcomb) - без их изначальной открытости, готовности пробовать что-то новое, вряд ли смог бы возникнуть самый известный, большой и популярный байкпарк в мире, а современный велофристайл выглядел бы, скорее всего, несколько иначе. 

“Роб МакСкимминг (Rob McSkimming, вице-президент Intrawest по вопросам развития бизнеса) был одним из тех людей, кто смог понять, о чем все эти дети пытаются сказать”, вспоминает Падди. “Он помогал нам раз за разом, и продолжает это делать. Конечно, у нас бывали разногласия в прошлом, и, вне всякого сомнения, еще будут, но я должен высказать свою признательность и ему, и компании Intrawest за то, что они сделали.” 

В глубине горного массива Selkirk Mountains, Британская Колумбия, Кайе и Joyride вовлечены в еще один весьма уникальный проект: ориентацию известного своим оригинальным способом подъема курорта Retallack Lodge (зимой подъем там осуществляется исключительно на снегоходах или вертолете) на сегмент горного велосипеда. За счет использования для подъема райдеров шаттлы и все те же вертолеты, для доставки к началу постоянно растущей сети трейлов, которая покрывает всю территорию владений курорта, пакет летних услуг Реталлака теперь ничуть не уступает по люксовости зимнему. Это весьма необычный и первый в своем роде проект в велосипедном мире, но, не смотря на риски, Кайе кажется. что потенциал для подобных услуг весьма велик и в остальной части Канады. 

“Они, возможно, и бегут слегка впереди паровоза, поскольку модель представителя целевой аудитории все еще обсуждается, но, как мне кажется, нет никаких причин считать, что такой весьма успешный курорт, как Реталлак, не может копировать свою зимнюю модель,” говорит Падди. “Именно вот такими целями трейлбилдинг мне и нравится. Это мне напоминает байкпарки 10 лет назад, когда все говорили - да не будет это работать. Но мы всегда повторяли, и продолжаем повторять - построй, и они придут. Вы строите крутые трейлы в вашем регионе, обеспечиваете инфраструктуру, и все, дальше у вас полно посетителей.” 

Кайе провел последние два десятилетия на передовой спорта, приняв участие в (а зачастую и стоя и у истоков) в некоторых наиболее прорывных проектах в маунтинбайке и часто работая с лучшими райдерами на планете. Но это лишь одна сторона его истории; больше, чем огромными вылетами и первоклассными трейдами для хели-байкинга, в настоящее время он сосредоточен на общественных и общедоступных трейлах, больше предназначенных для прогулочных велосипедов, чем для DH-монстров или дерт-прыгунов. 

“Я в состоянии принять во внимание свой опыт работы с атлетами и организации эвентов, и переложить его на рекреационные трейлы. Это как в случае с автокомпанией, которая разрабатывает оборудование для гонок перед тем, как представить какой-либо потребительский продукт. Причем, в большинстве своем это те вещи, которые обычные райдеры даже и не заметят; они просто подумают - ого, какой крутой трейл! Так что такой опыт тут как нельзя кстати.” 

Несмотря на работу с такими известными организациями, как Crankworx или Retallack, все-таки, основной объем работы у Joyride приходится именно на такие вот общественно-значимые проекты на территории Канады и США. В текущий момент (года этак полтора назад это было) они строят трейловую сеть в Россланде, Британская Колумбия (Rossland), и большой трейл под названием Sea to Sky в долине Вистлер. 

“Мы сейчас работаем с местными сообществами, чтобы строить больше “синих” трейлов и скилл-парков,” говорит Кайе. “Это весьма долгосрочные проекты, и ты не можешь планировать всего лишь на два года вперед - когда ты запускаешь экскаватор в чаще леса, тебе нужно думать на 20 лет вперед, вот настолько это все должно быть устойчиво. Пусть это не обязательно будет наследием Joyride, но я скорее предпочту видеть в качестве своего наследия крутой флоу трейл, по которому можно кататься всей семьей, чем какой-нибудь 60-футовый (20-ти метровый) бутер (booter - вот даже и не знаю, что это такое. Явно что то большое и для прыжков).” 

На руках Падди грязь двадцати лет занятий горным велосипедом. Мозоли, которые он заработал, создавая постройки, ставшие лицом спорта, а грязь под ногтями - результат многих лет инноваций и созидания. Одетый в Carhartt и потрепанные ботинки, среди всех этих конструкций Joyride [трассы], он великолепно подходит под общепринятый образ билдера, но его грубые пальцы выдают в нем настоящего художника, покрытого грязью мастера своего дела. Его карьера весьма удачна и приносит хорошие плоды, мечта, которой грезят тысячи людей по всему миру. Кайе осознает это, и Крестный отец признателен судьбе за такую жизнь. 

“Я ценю каждый день, вне всякого сомнения. Телефоны разрываются, и на нашем пути постоянно встречается большое количество возможностей; индустрия явно на подъеме сейчас. Я начал Joyride 16 лет назад (относительно 2014го года), это было очень давно. Тогда я лишь воображал, каким станет спорт через 10 лет, и единственное, что шло на ум - О. это будет здорово! Это очень круто, когда понимаешь, что ты все еще в центре всей этой движухи.”

Оригинальный текст — Sakeus Bankson

Фото — Reuben Krabbe