TB.ru: Итак, начнем с простого. Тебя можно назвать отцом-основателем Blackberry Dirt Park, или с самого начала была группа людей, которая решила - хотим буржуйские дирты, и начала копать?           

Для начала - всем привет! Наш парк зародился по моей инициативе, после того, как я переехал со своего маленького города, в котором уже я построил несколько спотов, и понял, что хоть велодвижение в большом городе и более развито, но с дёртами хорошего уровня вообще все плохо. Чему я особо не удивился, но и смириться с этим не смог, так как очень люблю прыгать на дёртах.

TB.ru: С чего вообще начался Blackberry? Вы изначально планировали построить такую большую площадку, или идеи приходили постепенно?

Как сказал уже ранее, переехав в Екатеринбург, я начал объезжать окрестности пригорода в поисках подходящего места. Местная почва тут своеобразная — либо камни, либо болота, все это немного огорчало. Но, место все же нашлось, почва была отличной относительно тех мест, где я искал ранее, хотя камней в ней все равно хватало. В итоге это доставило определенные трудности при ручном строительстве, поэтому пришлось заказывать трактор. Я принялся за постройку, изначально планировал просто тренировочное место с ямой и небольшим памп-треком для себя (своеобразный хоум-спот).  После работы с техникой решил выложить фото в сеть, местные ребята, кто хоть как-то был в этой теме (в основном, это были даунхильщики, у которых была своя хорошая трасса), резко подорвались и стали интересоваться за помощь к стройке. Разумеется, я не мог не воспользоваться такой возможностью, и в итоге построить что-то большее, чем просто несколько кочек.

TB.ru: Вы строите по ощущениям/опыту, или для вас шейперство это строгая наука с расчетами и точными замерами? Такие-то радиусы, такие-то углы вылета, столько-то пролет?   

Для меня подобная стройка, скорее всего, больше импровизация относительно опыта, так как приходится подстраиваться под рельеф и местность, особенно в лесу. Строю, грубо говоря, на глаз, на других хороших дёрт-спотах даже не был, вдохновляюсь видосами и фотками у буржуев. В последнее время к стройке я начал подходить серьезнее, делаю эскизы и некоторые расчеты. Да и ребятам так проще и нагляднее объяснить, что я хочу воплотить. 

TB.ru: Как давно ты сам прыгаешь кочки? Это единственный вид МТБ, который тебе интересен, или есть еще что-то?

Этот год для меня уже восьмой сезон, два года я катал на БМХ, пока не появилась возможность пересесть на МТБ. Параллельно катал на сноуборде, но потом забросил, так как байк для меня стал всесезонным видом спорта. Тут я уже хочу поблагодарить Артура Газизова за то, что подсадил меня на байк.

TB.ru: Blackberry для тебя это первый проект подобного рода, или уже и раньше доводилось копать большие темы?

Копаю ровно столько же, сколько и катаю, но получается, что больше копаю)). В своем городе, опять же по моей инициативе, мы построили два небольших дерт-спота.  И перед отъездом удалось договориться с администрацией на постройку масштабного парка, в котором была трасса для дуал-слалома, две линии дерта разного уровня, памп-трек и отдельная учебная яма.

TB.ru: Ого. Можешь чуть поподробней об этом рассказать? Собственно, откуда ты перебрался в Екатеринбург, и что за споты ты там после себя оставил? Такие же масштабные, как и новый? И какое развитие получила история с тамошним парком?

Сам я родом из Башкирии с небольшого городка Белебей, в котором первым начал это движение. Первые два спота были маленькими, каждый из них строился под растущий уровень, последний проект был “Berezki”. Все лето мы его лопатили, и к концу стройки, я организовал небольшой официальный контест, где участвовали знакомые ребята из Уфы и Екатеринбурга. С переездом парк забросили, и в итоге этой весной его окончательно сравняли, обидно, что даже у ребят нету энтузиазма содержать готовый парк, так бы он еще сохранился.

TB.ru: Ежевики много в лесах вокруг? )

Ахах, забавный вопрос. Ежевики, к сожалению, нет, зато полно других ягод, особенно черники, но на английском она не так круто звучит))

TB.ru: Вопрос, который, скорее всего, интересен многим - чья это земля, на которой стоят ваши дёрты, какие у вас отношения с местными властями, егерями, лесниками?

Земля пока федеральная, с лесником, к счастью, отношения хорошие, мужик попался на редкость отличный, за что ему огромный респект. В будущем есть планы легализоваться, потихоньку работаем над этим.

TB.ru: А простые местные жители как к вам относятся? Если они, конечно, у вас там рядом случаются.

Имеются такие, вполне положительно относятся, иногда приходят посмотреть, как мы прыгаем, интересуются, для чего это все, и тоже не менее удивлены масштабам постройки.

TB.ru: На фотографиях и на таймлапсах отчетливо видно фронтальный погрузчик, да и по объемам явно такое лопатами накидывать довольно долго. И где-то даже за рычагами сидишь ты. Вы его арендовали, или у кого-то есть возможность использовать погрузчик?

Масштабы парка для России не маленькие, и размеры некоторых фигур огромные (как на Crankworks). Разумеется, без техники тут никак, основную форму задаем погрузчиком, между делом сам осваиваю работу на подобной технике, а остальное уже дорабатываем в ручную. На погрузчик и прочие расходы, на стройматериалы мы скидываемся сами.

TB.ru: Как много людей участвует в развитии спота? Есть какой-то основной костяк, который всегда в деле, независимо от погоды? Я так понял, у вас активно пропагандируется принцип No dig - No ride. Приходится ли как-то отдельно мотивировать людей тащиться в сырой лес копаться в грязи?)

В настоящее время в нашем парке более 30 человек, основной малый костяк, конечно же, имеется — это Сфай Сайфутдинов и Костя Хомяков, с которыми мы первые два сезона гоняли чуть ли не каждый день и копали до сумерек, даже не смотря на дождь. Принцип “No dig — no ride”, по сути, пропагандируется на любом дёрт-споте, ибо тут, чтобы где-то попрыгать — нужно это «где-то» сначала построить. Люди сами мотивируются, многие видят нашу движуху на медиа ресурсах и в нашей официальной группе в ВК, и просятся попасть к нам. В парке есть свои правила, и кого попало не берем.

TB.ru: То есть, у вас этакий приват-спот для своих? Каковы именно требования к тем, кто хочет к вам присоединиться, если не секрет? И как вы поступаете с тем, кто к вам вдруг приехал, но ни разу за работой замечен не был? Лопату в зубы и вперед?)

Если более доходчиво выразиться, у нас наподобие “Бойцовского клуба”)) Требования, я думаю, как и на многих зарубежных спотах - ты должен участвовать в строительстве парка: пилить, копать, забивать гвозди или оказывать любую другую помощь, которая приносит пользу развитию парка. У нас нет такого, чтобы кто-то тупо приехал катать, разве что на тусовках, которые периодически бывают. Есть ребята, которые вообще даже ни разу не катали на фигурах, но не меньше других помогают строить, им просто интересна сама атмосфера.

TB.ru: Происходили ли во время строительства какие-либо забавные или интересные ситуации? Есть, о чем вспомнить, помимо тяжелого труда?

Да особо не припомню таких, разве что в процессе катания различные уборки, особенно, когда приезжает Фарш.

TB.ru: Как с водой вопрос решаете? Если верить фотографиям, у вас там периодически неплохо так заливает.

Было дело, как говорится: “Москва не сразу строилась”. Два первых лета с начала строительства были очень дождливыми, и объемы стройки также сыграли свою роль, так что дренажной системе не уделили большое внимание, о чем потом пожалели в первую весну. К прошлой осени мы прокопали траншеи и дренажные ямы, и в эту весну результат был на лицо, воды практически нигде не было, хотя зима была более снежная, чем до этого.

TB.ru: У вас просто шикарно выведенные фигуры, с идеальными гранями, кто-то страдает перфекционизмом?) А то далеко не все следят за внешним видом фигур - едется и ладно.

Страдаю перфекционизмом опять же я, порой даже жалею об этом)) Моя цель — строить на уровне зарубежных парков, и внешний вид в данном случае — не исключение. Все же приятнее смотреть на правильные фигуры, а не кучу земли, которую еще можно назвать призёмой.

TB.ru: На твой взгляд, тебе удалось приблизиться к идеалу? Собственно, каков он, на твой взгляд - идеальный дёрт-спот? Есть ли для тебя какие-то примеры для подражания, или у тебя свое исключительное представление о том, как все должно быть устроено?

До него еще не близко. Я давно уже понял, что мне не светит прорайдерская жизнь с моими возможностями, так что поставил для себя цель развивать эту дисциплину. В моем понимании идеальный спот - это когда в парке есть все условия (фигуры) для развития от начального до профессионального уровня катания. Хотелось бы построить дёрт-трейлы, но в силу некоторых факторов, это пока мечта, так как за ними нужен особый уход. Да, примеры для подражания конечно есть, очень вдохновляют линии с этапов соревнований по слоупстайлу Crankworks, бэкярд Семенюка и споты чуваков из его команды, проекты и  парки с видосов МакДафа и Семенюка, ну и легендарный Lapomabikepark, в который мечтаю все же когда-нибудь попасть. А также много других, не менее известных парков. Мечта все же создать такой парк, чтобы не было особой необходимости ездить далеко за границу.  

TB.ru: Ну и наверняка, на поддержание такой красоты уходит немало времени и сил, учитывая, что парк у вас продолжает прирастать новыми темами? Остается хоть что-нибудь на семью, подругу?

Большие площади требуют соответствующего ухода и содержания. В настоящее время я холост(не каждого заядлого дёртера-шейпера вытерпит девушка), так что времени свободного полно для занятия строительством. Плюс, начало этого сезона, к сожалению, для меня обернулось тяжелой травмой на работе, где серьезно повредил ногу, но несмотря на это я использовал каждую возможность ездить в парк строить. Смогу ли я катать дальше — пока под вопросом.

TB.ru: Досадно слышать. А кем работаешь? И, конечно, желаем тебе быстрейшего восстановления. Обидно, наверное, вкладывать столько сил, и не иметь возможности в полном размере насладиться результатом?

В момент травмы работал инструктором в батутном парке, там параллельно я тренировал трюки на батут байке, который мы с ребятами собрали из того, что валялось у каждого. К несчастью, на нем я и получил травму, неудачно сделав трюк. Да если честно, не особо обидно, приятно видеть, что все это работает, как ребята сажают новые трюки —  это также доставляет немалое удовлетворение. Надеюсь, что все же вернусь в седло, и начну прыгать как раньше. Вопрос только во времени, благо ребята с нашей тусы меня хорошо поддерживают.

TB.ru: Можешь оценить, сколько по времени, людям и средствам вами уже вложено в парк?

Нашему парку два с небольшим года, стабильно в парке в среднем работает 5 человек, средств вложено примерно 300-350 тыс. руб.

TB.ru: И это все личные средства, как я понимаю? Не думали о каких-нибудь дополнительных источниках финансирования? Государственные гранты, например, как у ребят из подмосковного QКожино. Или наоборот, какие-то мерчи или лотереи (пример этого, кстати, выложу в ближайшее время)? Для этого у вас вполне немалая аудитория для локального спота в том же паблике в ВК.

Да, правильно. Всегда думаем, но всем не успеешь заняться. Были мысли выложить проект парка, пока не видел подобных тем наших краях. В ВК, к сожалению, не такая большая аудитория, как хотелось бы, в этом плане надо отдельно и плотно работать.

TB.ru: Учитывая, что у вас есть учебная линия со столами, доступная тем, кто не особо умеет в дерт, можно сказать, что постройка такого парка дала толчок к приливу новой крови в вашу местную тусовку? Появились какие-нибудь новые молодые ребята, которые начали катать и прогрессировать благодаря вашему парку?

Этот, как и предыдущие свои парки, я планирую для поэтапного прогрессирования. В нашем парке есть немало новичков, которые только начинают осваивать прыжки, есть молодые ребята и несколько девчонок. К примеру, есть ребята, которые за день неплохо начинают распрыгиваться в амплитуду, или хорошо контролировать байк на памп-треке.

TB.ru: Не было мысли создать что-то вроде клуба, организовать этакие курсы для желающих научиться качать, прыгать и крутить трехи? Как, например, у Вовы Пуляевского в Ангарске - видел, наверное, их дерты с BMX/4x треком?

Возможно, но пока больше интересует легализация парка, а дальше видно будет. У Пуляевского, думаю, статус позволяет заниматься подобным, да и направление со стороны государства более поддерживается, его парк, разумеется, видел. В свое время удивлялся масштабам.

TB.ru: Немного о парке в цифрах - чего у вас там сколько есть, амплитуды, высоты, пролеты?

В парке есть основная большая линия, для нее есть соответствующая разгонка высотой 9 метров, пролеты начинаются метров от 4, и самый большой там 8 метров, амплитуда примерно 5 метров, высота приземлений достигает 4 метра. 

Есть линия слоупстайла, которая находится в стадии доработки, так что насладиться в полной мере ей еще не удалось, начинается он со степдауна с пролетом в 6 метров и перепадом около 2-ух метров.

Есть фитнес-линия (аналог как в Lapomabikepark), многим очень нравится; памптрек — маленьким его особо не назовешь; учебные столы, и в этом году еще запустили степап и мини-учебку.

TB.ru: Для тех, кто не особо умеет в дёрт - в чем смысл фитнес-линии? По какому принципу она используется?

Смысл фитнес-линии — вырабатывать контроль в полете, и на ритме проходить всю линии, принцип примерно тот же, что и у памп-трека.

TB.ru: Как у вас с поддержкой со стороны велоиндустрии? Есть ли, нет ли? Имеются ли планы по привлечению каких-либо спонсоров? Если они уже есть, то как выстраивали с ними отношения?

Поддержки никакой нет, пока все на личном энтузиазме наших ребят. Планы по привлечению спонсоров есть и хочется. Если они вдруг читают, то знайте —  наш парк готов к сотрудничеству))

TB.ru: Какие планы на развитие, что еще вы бы хотели у себя реализовать? На фото мелькали вроде как даже некоторые элементы слоупстайла.

На следующий сезон в планах обзавестись еще несколько новыми темами, не менее крутыми, и после успокоиться с активной застройкой. Пора бы в полной насладиться тем, что есть, и наснимать кучу сытных видосов, а в мыслях конечно есть еще куча идей, но всему свое время, думаю мы и так неплохо постарались.

TB.ru: Кстати, о видосах. У вас и паблик, и инстаграм, и даже youtube-канал. То есть прям образцовая такая медийность. Про фотографии я вообще молчу, вашим фотографам однозначно респект. Попытка такого широкого охвата с чем то связана конкретно, или просто хочется по максимуму пускать волну в информационном поле, что называется?

Без медийности в нынешнее время никак, тем более, если в будущем хочешь сотрудничать со спонсорами —  это будет немаловажный взаимовыгодный плюс. Ну и в целом хочется, чтобы у нас и за рубежом люди видели, что в нашей стране есть все возможности строить парки зарубежного уровня.

TB.ru: Кто-нибудь из известных ребят нашей российской дёрт-тусовки к вам уже заезжал?

Пока разве что только Обуховский заглядывает, так как он живет недалеко и тоже периодически помогает в стройке, другие ребята как-то не особо охотно хотят к нам. Но гостям с других городов у нас всегда рады.

TB.ru: Решение бахнуть таких огромных размером разгонку у вас, случаем, не после выхода Builder Movie и просмотра сегмента Мэтта МакДафа с его Sanctuary of Fun возникло? Долго ее ставили? Возникли ли при этом какие-то особенные сложности?

Подобные фильмы поддерживают дух стройки, порой с ребятами в смех так думаем —  а не бахнуть ли открытый луп, как в фильме с МакДафом “The Project Breathe Easy”. В разгонке же появилась необходимость после нехватки ходов на большой линии, поэтому заморочились нарастить её как следует, делали около месяца, особых сложностей не было. 

TB.ru:На твой взгляд, чтобы строить круто и в больших масштабах, какими качествами/знаниями/умениями нужно обладать? И что бы ты мог посоветовать и пожелать тем, кто только начинает заниматься этой темой?

Во-первых, ярое желание построить то, чем в будущем сможешь гордиться, что сделал вклад в развитие российского маунтинбайка. Во-вторых, упорство, так как в нашей стране крайне нелегко развивать всё с нуля, и не ждите, что вам еще за это спасибо скажут. В-третьих, хоть какой-то опыт в строительстве, который также немаловажен. Могу лишь посоветовать, что надо не лениться, ведь у нас есть все ресурсы, чтобы строить не хуже, чем за рубежом. Надо сделать первый шаг самому, а остальные рано или поздно за тобой потянутся.

В завершение, хочу поблагодарить бывшую девушку за толчок перебраться в город с большими возможностями, и, конечно, ребят, которые поддержали меня и без которых я бы не смог воплотить этот парк в реальность. Думаю, для других мы отличный пример того, что все наших руках, просто стоит оторвать задницу от кресла.

Вопросы задавал — DrumminMan

Фото — Вячеслав Верхотурцев, Евгений Евтушенко, Юлай Шарипов

Blackberry Dirt Park в Интернете — ВКонтакте, Instagram, Youtube