Как мы уже успели обсудить ранее, успешный трейлбилдинг это не только процесс строительства, и перед тем, как вы сдвинете хотя бы лопату земли, нужно сделать немало важных вещей. Наладить взаимосвязь с местными "феодалами" и набрать волонтеров, определиться с тем, кто же будет пользоваться вашими трейлами и чего они ожидают, изучить топографию, оценить окружающую среду, уделив особое внимание хрупким экосистемам и возможным ключевым точкам - все это важные аспекты трейлбилдинга. В этой главе мы поговорим о них подробнее.
Проектирование прекрасного трейла в одиннадцать шагов
Большая часть проблем в трейловом менеджменте, таких как излишняя эрозия или конфликты между посетителями, происходят из-за низкого качества проектирования. Если вы плохо спроектировали трейл, то уже не будет иметь значения, как хорошо вы его построили - он практически всегда будет являться головной болью для управляющего. То там отвалилось чего-нибудь, то здесь бегуны с конниками драку устроили. В данном разделе мы постараемся дать вам несколько советов о том, как не совершить самых распространенных в трейлбилдинге ошибок.
Шаг 1: Получите разрешение и постройте партнерство
Мы достаточно много сказали об этом в первой главе, но стоит напомнить - всегда лучше получить разрешение заранее, чем потом извиняться и выбивать его себе задним числом. Всегда начинайте строительство нового трейла с получения разрешения. Установление хороших и доверительных отношений с владельце земли или ее управляющим с самого начала решит многие проблемы и обеспечит ситуацию, в которой выигрывают все. Дайте понять владельцу земли, что вы часть хорошо организованной группы. Предоставьте изложенное в письменном виде предложение, описывающее, где, как и что вы хотите сотворить на его земле, или что собираетесь улучшить в уже имеющейся трейловой системе. Почаще общайтесь начистоту - это костяк прочных и доверительных отношений.
Помимо этого, очень полезно будет узнать мнение насчет всей этой вашей затеи от обычных посетителей, будущих или нынешних. Привлечение для этого всех груп возможных пользователей трейловой сети позволит быть уверенным, что будущее вашего трейла может быть безоблачным. Самые лучшие трейлы это всегда смесь различных идей.
Стоит помнить, что копать можно далеко не везде. Различные заказники и заповедники со статусом ООТ (особо охраняемой территории) с редкими травинками и былинками как раз из этой серии. Так что убедитесь, что там, где в собираетесь вести строительство, не проложен какой-нибудь секретный военный кабель (это я из своего опыта пишу - и такие места бывают - прим. переводчика) или не живет какое-нибудь редкое животное с очень нежной психикой - вы можете сэкономить деньги и время и себе, и людям.
Шаг 2: Изучите границы владений
Обозначьте на своей топографической карте границы владений, в пределах которых вы собираетесь строить. Технически, вы не можете строить на земле, которая выходит за пределы этих владений, однако представьте себе, каково будет искушение посетителей залезть куда не следует, если трейл будет проходить рядом с запретными зонами? В отдельных случаях, трейл должен специально уводить посетителей подальше от каких-либо границ. Помимо этого, они могут залезть куда-нибудь, даже находясь внутри границ тех владений, на которых находится трейл - к примеру, в какие-нибудь археологические раскопки, что тоже мало чего хорошего даст
Шаг 3: Определите категории будущих посетителей
Подумайте о тех, кто же будет пользоваться вашими трейлами. Всем ли угодят ваши новые тропы, дропы и мосты?
- Каких впечатлений они жаждут?
- Какая длина трейлов их устроит?
- Каким уровнем физподготовки и навыков они обладают?
- Как часто они будут посещать ваши трейлы?
Старайтесь подумать и о будущем. Какие элементы вы сможете добавить для обеспечения растущего потока посетителей?
Дизайн трейла обуславливает те впечатления и тот опыт, что получат посетители. Лучшие трейловые системы всегда предлагают каждому посетителю что-то свое. Было бы глупо предполагать, что все байкеры любят вкручивать по плоскачу, или что все туристы стремятся к уединению. Но тем не менее, все же возможно произвести некую общую классификацию отдельных типов посетителей.
Пешие посетители
Обычные прохожие ничего особенного такого и не ожидают. Им бы вообще лучше путь покороче да попроще от одной полянки до другой, ну или там грибов-ягод пособирать.
Пешие туристы (hikers) обычно чувствуют себя на природе как рыба в воде, и ищут ощущений более сильных и необычных, по сравнению с обычными пешеходами. Они вполне могут справиться с трудным рельефом и крутыми уклонами. И если если направление трейла им интересно, то они будут оставаться на нем.
Суровые туристы (backpackers) - стремятся забраться в как можно более глухие уголки, и могут пройти немало миль, чтобы достичь своей цели. И хотя у них есть заранее намеченный пункт назначения, срезать они не особо стремятся, поскольку тащат на себе здоровенные рюкзаки (хотя казалось бы), которые несколько сковывают их маневренность. Для таких посетителей наиболее подходящими будут трейлы с мягким, небольшим уклоном и различными красивыми видами природы, которые помогут поддержать интерес к долгим пешим путешествиям. Также желателен частый доступ к источникам воды с возможностью разбить рядом лагерь.
Бегуны (trail runners) - любят нарезать круги по трейлам, а если трейлы плавно так будут переходить один в другой - ну так это вообще радость. Большинству бегунов нужно несколько миль легкого ненапрягающего трейла, но местами с парой сложных секций.
Скалолазы (rock climbers) - им трейлы нужны только для того, чтобы попасть в нужное место (это при условии, что у вас там по соседству скалы есть). Поэтому всяческие петляющие тропы могут быть слишком неподходящими. Эти люди предпочитают прямые и короткие пути к скалам.
Легкоатлеты (endurance athletes) - к ним, кстати, можно отнести и бегунов, и байкеров, и даже конников (эти то каким образом? - прим. переводчика). Любят раздвигать пределы своих возможностей. Порой они ищут такие парки, в которых трейлы насчитывают сотни миль в длину. Таким больше подходят большие трейловые сети, нежели просто много кругов по коротким петлям.
Посетители с ограниченными возможностями
(Это больше относится к реалиям Штатов, нежели к нашим, но подобные вещи тоже стоит учитывать - мало ли - прим. переводчика). Не стоит забывать и о людях с ограниченными физическими возможностями. Обладая определенными навыками, выносливостью и силой, а также специальным оборудованием, типа внедорожных кресел-каталок, некоторые атлеты, ставшие по воле рока инвалидами, тем не менее, могут хотеть продолжать вести активный образ жизни. Для них больше подойдут спокойные широкие трейлы, с небольшим уклоном (около 5%), и без всяких ступенек. Можно добавить немного небольших препятствий при наличии соответствующих знаков и указателей, а также возможностей объезда.
Конники
Конники это самые большие, длинные, широкие и тяжелые из немоторизированных посетителей. Трейлы для них должны иметь более широкий коридор и более высокий "потолок" (видимо, речь идет о местах, где густые заросли, и ветки находятся довольно низко над землей - прим. переводчика), чем это требуется на трейлах для байкеров или пешеходов. Оптимальным вариантом будет "контурный трейл", с частыми перегибами (grade reversals) и с прочным или армированным (камнями, к примеру) покрытием. Некоторые наездники ищут более техничные трейлы, чтобы потренировать себя и своего скакуна, другие же - наоборот - предпочитают спокойные и широкие трейлы с небольшими уклонами.
Моторизированные посетители
Квадроциклы (ATVs) - требуют широких, 4-5ти футовых (1.2-1.5 метровые) открытых и "струящихся" (flow) трейлов. Количество лошадиных сил и протекторы покрышек позволяют их владельцам спокойно ехать хоть по песку, хоть по камням, хоть по болоту. Начиная с 2000го года, это одна из самых наиболее быстро растущих групп посетителей трейлов (применительно к Штатам - прим. переводчика). Оборудованные багажником, квадроциклы весьма популярны среди охотников, рыболовов и еще многих тех, кому нужно забираться в глухие места, а затем еще и вернуться оттуда с добычей. Помимо этого, квадроциклы могут быть весьма полезны для персонала, обслуживающего или строящего трейлы.
Мотоциклы (MX/Enduro) - требуют несколько более продвинутого навыка управления, по сравнению с квадроциклами, и могут использоваться на более узких трейлах. Райдеры так же предпочитают более открытые и плавные трейлы, и могут покрывать расстояния в сотни миль за день.
Маунтинбайкеры
Как в случае с бегунами и легкоатлетами, для байкеров трейлы это не только способ отдыха на природе, но еще и способ тренировки. Типичный велосипедист не просто катается каждое воскресенье, он старается выбираться 3-4 раза в неделю, чтобы хотя бы оставаться в форме. Помните об этом, когда будете решать, сколько трейлов вам строить.
Начинающие кросс-кантрийщики (XCs) в основном предпочитают относительно короткие и плавные трейлы, без больших уклонов. Чем больше они приобретают опыта, тем более техничные и длинные трейлы им нужны. Ухабистые, крутые (судя по всему, идущие вверх - прим. переводчика) или сильно извилистые секции вполне удовлетворят их потребности в экстриме и помогут контролировать их скорость. Главное, помните - трейлы, на которых таким байкерам интересно, удерживают их от поисков приключений на свою голову по полному бездорожью. А то еще свернут себе шею ненароком, а вам отвечать потом.
Скилловые кросс-кантрийщики (XCs) более комфортно чувствуют себя в отдаленной сельской местности (backcountry). Эти люди, обладающие опытом и крепкими мозолистыми задницами, зачастую вполне самодостаточны, и везут с собой практически все необходимое - воду, инструменты, еду, одежду и аптечки, как для себя, так и для байка. Опытные райдеры ищут трейлы, которые позволили бы им проехать миль так на 10-100 (неплохой такой разброс), в поисках уединения, природы и трудностей.
Даунхилльщики (DHs) - обычно это довольно опытные и продвинутые райдеры, использующие специфическое снаряжение, разработанное специально для крутых спусков и техничных трейлов. Наиболее устойчивыми трейлами для DH будут каменистые "контурные" трейлы, с большим количеством перегибов. Поскольку DH-байки довольно тяжелые, будет весьма полезным предусмотреть варианты подъема байкеров наверх, к началу трейла. Поэтому довольно популярны горнолыжные склоны, обслуживающие летом байкеров (при условии, что там есть где покатать).
Фрирайдеры (FRs) любят различного вида трудности, вроде дропов, лесенок, лог-райдов, мостов, дертов (ну, что поделать, пускай так - прим. переводчика) и различных качелей. (Судя по всему, тут под фрирайдом понимается любой MTB, который не гоночный, и со значительной долей экстрима. А эндуро тогда, как такового, пока еще не существовало. Наверное, это даже и правильно - прим. переводчика). Некоторым фрирайдерам хочется обычного XC, но со значительной долей техничных участков (вот оно - AM и эндуро - прим. переводчика), другие предпочитают сконцентрироваться именно на экстриме. Одним из решений является обособленная зона, по типу сноуборд-парков на горнолыжных курортах, называемых challenge parks. На трейлах, расположенных в сельской местности или в дали от цивилизации, препятствия и технические элементы должны быть достаточно надежно и хорошо построены, и органично вписываться в окружающую среду. Фрирайд как таковой зародился в регионе North Shore, Британская Колумбия, Канада, и с тех пор широко распространился по всему миру.
Шаг 4: Обозначьте основные точки интереса
Для начала - на карте...
Вы можете сэкономить себе немало времени, для начала изучив карты, аэрофотоснимки, мастер-планы и тому подобные вещи. По некоторым регионам данные могут быть уже получены за вас и внесены в Географическую информационную систему (ГИС) (интересно, если у нас аналог, или только если по локальны сайтам искать - прим. переводчика). Детализированные карты ГИС могут содержать множество полезной информации, включая границы владений, данные топографии, гидрографии, состав почв, информацию о растительности и всяких диких зверях. Ознакомьтесь с этой информацией, чтобы получить представление о том, где можно разместить ключевые точки будущего трейла.
...А затем - в поле
Побывать в поле - это наилучших способ получить представление о том, с какой местностью вам придется иметь дело. После того, как вы изучили карты, самое время взять их с собой, а также компас, высотомер и GPS, и пойти прогуляться по выбранной территории. GPS будет вам весьма полезен при точной разметке границ трейла, ключевых точек и длины трейла. В лесной местности наилучшим временем для такой разведки будет зима или осень, когда листва не мешает обзору. Также не помешает вернуться в самый дождливый сезон, чтобы оценить уровень воды.
Определяем ключевые точки
Самой, пожалуй, важной частью вашего полевого блуждания является определение ключевых точек. Ключевыми точками мы будем называть те места, которые повлияют на конкретный маршрут трейла. Основными ключевыми точками, естественно, являются начало и конец вашего трейла. Другими значимыми точками являются парковки, стартовые площадки, различные постройки, склоны для поворотов и свитчбэков, дороги или водные переправы, а также другие трейлы.
Позитивные ключевые точки - это те места на трейле, которые бы вы хотели, чтобы пользователи посетили. В их число входят различные панорамные виды, водопады, скальные выходы, озера, реки и другие природные достопримечательности. Учитывайте то, кто будет посещать ваши трейлы, и постарайтесь предугадать их интерес в вопросе достопримечательностей. Постарайтесь проложить трейл так, чтобы соединить выбранные ключевые точки, сохраняя интерес к путешествию на всем протяжении трейла.
Если рядом с вашим трейлом есть какой-либо неплохой природный вид, а вы забыли включить его в систему ваших ключевых локаций, то посетители могут протоптать свой путь, чтобы полюбоваться, к примеру, водопадом. Хорошего (для вас) в этом мало.
Негативные ключевые точки - это, соответственно, места, которые бы вы хотели, чтобы посетители избегали. В качестве примера можно рассматривать протяженные заболоченные или просто постоянно сырые места, длинные плоскачи, чрезвычайно крутые склоны (в случае, если ваш трейл не предназначен для экстремального катания), fall-line, места с хрупкой или чувствительной к внешнему воздействию экосистемой и дикой средой обитания, прибрежные полосы (возможно, имеется ввиду берег в непосредственной близости к воде), археологические раскопки или частная собственность.
Водные переправы добавляют особой головной боли в качестве ключевой точки. Можно ли перебраться через поток вброд, или придется строить мост? Тут лучше обратиться за помощью к владельцам данной земли, и взглянуть на уже существующие в данной местности трейлы. Об обустройстве переправ в дальнейшем мы поговорим по-подробнее.
Ну и, поскольку фрирайд и DHв наше время весьма популярны, различные россыпи булыжников и выходы скальной породы на склонах будут дополнительными позитивными контрольными точками в случае прокладки экстремального трейла, тем более что данные секции будут обладать повышенной устойчивостью.
Шаг 5: Размечаем трейловые сегменты (loops)
Трейловые системы с замкнутыми сегментами наиболее предпочтительны за счет того, что они обладают большей вариативностью, возможностями по комбинации маршрутов. Согласитесь, в большинстве случаев гораздо лучше начать в одном месте, свернуть по пути на другой трейл, а там еще на один, а закончить там же, где и начал. Всяко удобнее, чем потом каждый раз возвращаться. Поэтому закольцованные сегменты позволяют посетителям варьировать протяженность и сложность их маршрута, и наблюдаемые места.
В зависимости от географии трейловой системы, в ней могут присутствовать сегменты различных типов. Парк, размещенный рядом с водоемом, может использовать связанные между собой сегменты, идущие вдоль воды, при этом каждый сегмент будет наподобие звена в цепи (и вот не спрашивайте меня - как это, я чет сам не до конца понимаю - прим. переводчика). Посетители могут выбрать небольшой круг мимо воды, могут пройтись по нескольким связанным сегментам, или выбрать самое большое внешнее кольцо. В гористой местности трейл может вести к вершине по одному пути(???) (в оригинале тут стоит drainage, это по идее то сточная или дренажная канава, хз, что имели ввиду авторы - прим. переводчика), а спускаться вниз по другому. Система объединяемых между собой сегментов в любом случае является наиболее подходящей способом использования любой территории.
От переводчика. В качестве действующего примера подобной схемы можно привести, пожалуй, самый известный и самый желанный для посещения байк-парк в мире - Whistler, давно уже ставший законодателем мод в деле организации паркового MTB. Вот часть схемы Вистлеровских трейлов:
В наиболее заполненных посетителями местах основной сегмент трейловой сети, ведущий от стартовой площадки или паркинга, должен быть как можно шире и спокойней, с хорошим обзором, чтобы позволить как можно большому числу людей перемещаться по нему беспрепятственно. Поскольку именно с основного сегмента осуществляется доступ ко всей остальной сети, то он является наиболее используемым. Сегменты, которые отделяются от него, могут быть длиннее, уже и чем дальше, тем сложней и техничней.
Встречаются ситуации, когда объединение сегментов невозможно по тем или иным причинам. Существующий трейл может быть не закольцованным маршрутом, а из одной точки в другую, или ландшафт не позволяет объединить между собой несколько сегментов. Но все равно необходимо как-то предусмотреть возможность включения этого трейла в более большую трейловую сеть. Представьте, к примеру, что в регионе существует три небольших парка, и каждый имеет свободное место только под один трейл. Было бы неплохой идеей создать в каждом свой трейл со своей сложностью и стилем, и объединить их в единое целое.
Шаг 6: Намечаем маршрут
На этом этапе ваша тяжелая работа по определению и разметке ключевых точек даст реальные результаты. Наметьте предварительный контурный маршрут, нанося каждую контрольную точку на топографическую карту и соединяя их линиями. Для более легкого восприятия используйте красный цвет для негативных локаций и красный для позитивных. Когда будете делать набросок вашего трейла на топографической карте, не забывайте следовать изолиниям, чтобы обеспечить устойчивый уклон вашего трейла. Эта работа с картой является лишь наметкой маршрута и точно не определяет его положения. Для детального уточнения маршрута вам будет необходимо потратить некоторое время в поле, размечая будущий трейл флажками и орудуя угломером.
Шаг 7:Определяем тип трейла
Тип трейла определяется не только типом посетителей (пешие, конные, байкеры, с мотором). Помимо этого, важна еще и скорость, с которой будут передвигаться будущие пользователи трейла. К примеру, байкеры и бегуны, вполне возможно, будут иметь более схожие ощущения, нежели чем бегуны и пешеходы (по мне так, скорее наоборот, если конечно, не откровенно матрасить - прим. переводчика).
Трейл, предназначенный для скоростного прохождения, будет иметь совершенно иной ритм и flow, чем предназначенный для неспешного и спокойного перемещения. Понимание flow позволит снизить риск сильной эрозии и конфликтов между посетителями. Также важно помнить, что flow контурного трейла зачастую диктуется ландшафтом.
Изо трейлы имеют следующие три базовых типа flow:
Открытые и струящиеся (open and flowing) трейлы, с относительно небольшим уклоном. У них хорошая видимость, плавные и широкие повороты, и немного техничных элементов. Они больше подходят как велосипедистам с начальными навыками катания, так и тем, кто предпочитает передвигаться быстро. Хорошая видимость на таких трейлах это одно из важнейших условий, поскольку подобные трейлы располагают к скоростной езде, и могут привлекать в том числе и моторизованных пользователей
Сильно петляющие и техничные трейлы имеют острые и резкие повороты и виражи, более жесткую поверхность, меньшую ширину и много естественных препятствий. Они позволяют обеспечить необходимый уровень сложности и адреналина, при этом сохраняя скорость на требуемом безопасном уровне, позволяя избежать лишних конфликтов. Но такие трейлы могут разочаровать пеших туристов или туристов, двигающихся в конкретном направлении, и как следствие могут появиться срезные пути.
Гибридные трейлы успешно сочетают открытое flow с виражами и техничностью. Часто это наилучший выбор для городской местности. Они могут шире, но при этом иметь техничные и узкие каменистые участки. Растительность по краям и любые другие препятствия должны быть ниже уровня глаз посетителей, чтобы обеспечивался хороший обзор. Чуть более широкий трейловый коридор позволит разминуться нескольким посетителям, а узкие техничные участки позволят контролировать скорость и внесут разнообразие в общую гамму впечатлений.
Между открытыми и широкими участками и узкими и извилистыми техничными очень важны.правильные переходы. Они должны быть постепенными и не слишком резкими, желательно на возвышенности для снижения скорости, чтобы не вылететь с внезапного поворота или наоборот, успеть в него вписаться (к примеру, выход с широкой части находится ниже начала техничной - прим. переводчика).
Внезапный переход может заставить байкера резко вдарить по тормозам и уйти в занос, что самому трейлу на пользу то не пойдет, а райдера и вовсе может выбросить за пределы трейла. А там вниз лететь метров так 5. Или дерево.
Неплохая идея. Следуйте изолиниям.
Если вы прокладываете маршрут по склону холма, на котором нет ничего особенного, избегайте длинных прямых отрезков, старайтесь добавить виражей и поворотов. Несильные изгибы позволят добавить мягких подъемов и спусков, что придаст некий интерес и обеспечит контроль скорости.
По сути - просто следуйте контурам склона холма, зачастую они довольно извилисты - прим. переводчика.
Хороший flow обычно высоко ценится велосипедистами. Байкеры любят чувствовать ритм трейла, когда один поворот переходит в другой, когда спуск органично перетекает в подъем. Трейл с хорошим flow позволяет минимизировать эрозию, конфликты между посетителями и подразумевает безопасность.
Когда вы задумываетесь о flow, вся гениальность системы связанных между собой трейловых сегментов становится ясной и понятной. В одном и том же месте вы можете создать серию трейлов с различными типами flow, каждый из которых подойдет своему типу посетителей. Короткие трейлы для начинающих, близкие к трейловой стартовой площадке, к примеру, могут быть открытыми и плавно текущими, в то время как дальние трейлы будут техничными и с быстрым ритмом.
Шаг 8: Пройдитесь и разметьте коридор
После того, как завершены все предварительные работы, вам пора брать в руки рулон разметочной ленты и топать снова в поле - размечать трейловый коридор, непосредственно то пространство, через которое пройдет ваш трейл. Трейловый коридор, однако, должен быть несколько шире, нежели сама трейловая тропа. Высота коридора должна быть не меньше 8 футов (2.4 метра), а если у вас еще и конные прогулки по нему намечаются, то не меньше 10 футов (3 метра). Сигнальная лента идеальна для разметки коридора, поскольку ее можно примотать куда повыше, например, к деревьям или их веткам, чтобы легко было понять, какое пространство займет трейл. После того, как размеченная область будет одобрена природоохранной службой и владельцем земли, вы можете прокладывать конкретный маршрут трейла с помощью маленьких точечных флажков. Расставляйте их как можно чаще, чтобы через них можно было мысленно провести плавную кривую. После этого можно будет визуально оценить, что за трейл, с какими поворотами и перегибами у вас получается.
Главное - убедитесь, что строители правильно поняли все то, что вы там наразмечали. (И не в коем случае не зовите таджиков - упаритесь объяснять, что вам нужно - прим. переводчика)
Шаг 9: Составляем план строительства
На этом этапе будет очень полезно привлечь всех заинтересованных лиц и всех участников строительства. Ибо своя голова - хорошо, а коллективный разум все равно круче. Ну и чисто психологически это придаст всем участникам проекта некую уверенность.
На этом этапе утрясаются все конкретные вопросы по поводу длины, ширины и высоты коридора, ширины самой тропы. И обсуждается самое важное - кто будет строить, как будут строить, сколько это займет времени, сколько будет стоить и где взять рабочие руки. Составляется таймлайн строительства (этот процесс будет рассмотрен позднее). (Вообще, странно это. Я бы 8й и 9й шаги местами бы поменял - прим. переводчика)
Шаг 10 Экспертные оценки
Во многих земельных агентствах требуются предварительные оценки той земли, на которой будут строить, и тех построек, что будут возводиться. Это могут быть биологические, ботанические, культурные, археологические или исторические исследования. Такие исследования довольно дороги, и занимают немало времени. Причем иногда просто прогуливающийся мимо натуралист может быть гораздо полезнее.
Исследования обычно проводятся на расстоянии около 50 футов по обе стороны от линии , размеченной флажками. (Опять не понятно, почему этот раздел в самом конце процесса почти - прим. переводчика. )
Шаг 11 Финальная разметка и подтверждение разрешений
После того, как вы разметили коридор трейла, пришла пора разметить саму тропу. Тут, как уже мы упоминали, вам пригодятся разметочные флажки (pin flags). Цвет и размер подбирайте так, чтобы их было легко разглядеть. И расставляйте почаще, насколько это возможно. Помимо разметки непосредственно контуров тропы, помечайте естественные препятствия, которые вы хотите включить трейл или исключить из него. Опирайтесь на естественный ландшафт местности при выборе того, где сделать тот или иной вираж или поворот.
После разметки пройдитесь вдоль размеченного участка, внося те или иные изменения для улучшения "течения" трейла. Старайтесь избегать длинных и прямых участков, особенно на плоскости - они навевают скуку. Естественные препятствия используйте для выделения поворотов, виражей и перегибов. Это как раз тот этап, где вы должны максимально проявить свою фантазию и креативность - то, без чего трейлбилдинг превратился бы в скучную инженерную рутину.
Хорошо размеченный трейл выглядит как струящаяся, извилистая линия с округлыми поворотами. Оптимальное "течение" достигается за счет выверения радиуса поворотов, их последовательности.
Разметка может быть как на внешней стороне трейла, так и по центру или снаружи. Наиболее предпочтительна внешняя, поскольку флажки будут оставаться на месте во время копания, что позволит строителям отслеживать верное направление и глубину выемки грунта. Если вы будете поднимать внешний край трейла, делая с краю насыпь, то переместите флажки в центр тропы, чтобы отследить глубину снятия грунта (т.е. какой толщины слой был снят, правда, в случае с флажками это получается сильно на глаз - втыкаем то их по разному - прим. переводчика).
Если же для прокладки трейла используется машинерия, то лучше будет разместить флажки по левой стороне, так они всегда будут на виду у оператора, и не будет риска, что их завалит отвалами.
По материалам книги Trail Solutions. IMBA's Guide How To Build a Sweet Singletrack.