На протяжении всей книги мы обсуждали фундаментальные принципы проектирования и создания устойчивых к времени и внешнему воздействию трейлов. Используя эти принципы и техники как базис, вы можете повысить сложность и интересность вашего трейла, добавив те или иные техничные элементы, которые обеспечат вашим посетителям возможность расширить пределы своих возможностей.
Что бы вы не собрались строить, хардкорные дропы или шоры, либо даунхильную трассу, данная глава может дать вам базовые знания в деле строительства техничных и экстремальных элементов, чтобы вы смогли повысить сложность вашего трейла и одновременно сохранить безопасность посетителей на приемлемом уровне.
И еще один важный дисклеймер: вся та информация, которую мы предоставим в этой главе, это всего лишь отправная точка. Здесь приведены именно базовые и основные принципы и техники, используя которые, вы можете изменять сложность ваших трейлов так, как вам необходимо. Именно вы сами уже должны определять, как далеко и высоко будут летать ваши посетители. Не бойтесь проявлять фантазию. Главное - соблюдайте технику безопасности.
Фрирайд как он есть
Светлые и темные стороны фрирайда
Когда фрирайдер падает во время очередного дропа или гэпа в Юте, услышит ли его кто нибудь? И если да, то какова будет реакция этого кого то? У IMBA сложилось свое представление о сильных и слабых сторонах этого направления в MTB с момента его зарождения в далеких 90х годах прошлого века. Ведь у разных людей различное представление о фрирайде, именно от этого мы и отталкивались в попытках понять, что же это такое на самом деле - огромное подспорье или вызов всему миру маунтинбайка и нашей главной цели.
В итоге, после долгих обсуждений, мы в IMBA для себя определили фрирайд как "стиль MTB, который чествует сложность и дух экстремальной езды и даунхилла".
Позитив
Нет никакого сомнения, что фрирайдинг продолжает оказывать весьма позитивное влияние на весь мир MTB, примерно так же, как и сноубординг в свое время встряхнул застоявшийся мир горнолыжного спорта. Именно фрирайдинг вдохновил новую эру развития подвесок и систем амортизации, задавая тон технологиям и обеспечивая спрос у покупателей.
Именно фрирайд, пришедший в свое время на склоны горнолыжных курортов, вовлек их индустрию MTB-туризма и отдыха. Инфраструктура, простаивавшая в теплые месяцы, теперь была полностью задействована, создав идеальные условия для развития фрирайда, даунхилла и дертджампинга, которые, несомненно, привлекли немалое количество зрителей, и обеспечив обслуживающий персонал горнолыжных центров работой на круглый год.
Фрирайдинг породил абсолютно новое поколение райдеров. Независимо от того, что они делают - прыгают нереальные гэпы, выполняют невероятные трюки или балансируют на скинни толщиной в колесо - они по настоящему и навсегда влюблены в свое дело. В маунтинбайкинг. И именно они - как минимум часть из них - и есть настоящее будущее маунтинбайкинга.
Негатив
Однако, не все так прекрасно. Темная сторона силы все еще продолжает угрожать нашему спорту (правда, 8 лет уже прошло с момента написания этих строк, ситуация, наверное, все таки уже к лучшему изменилась). Вкупе со взрывными эвентами типа X-Games и их освещением в медиа, фрирайд попал в поле зрения широких масс населения и рекламных агентств. Спросите у случайного пешехода на троутаре, что такое MTB, и с большей долей успеха вы услышите про сумасшедшую езду с огромными биг-эйрами. В нашем консервативном и местами довольно ханжеском обществе это зачастую не самая хорошая аналогия, особенно если она возникнет в мозгу трейл-менеджера, всячески избегающего каких бы то ни было рисков.
Кросскантрийный трейлрайдинг уже успел пострадать от несанкционированного строительства фрирайдеров. Лесники и землевладельцы страстно матерят строителей нелегальных трейлов, особенно если их труды включают в себя возведение хлипких и ненадежных деревянных конструкций. В некоторых местах они реагируют весьма радикально - вводя мораторий на строительство новых трейлов, либо вообще запрещая езду на велосипедах. У нас нет никакого оправдания для езды, которая наносит ощутимый вред окружающей среде. При подобном сочетании безрассудного поведения и MTB, мы рискуем потерять почву под ногами.
В дополнение ко всему, скорость, а также техничные и довольно экстремальные элементы фрирайдных трасс плохо сочетаются с хайкингом, верховой ездой или даже обычным трейлрайдингом. Обеспечить каждую группу посетителей своим отдельным трейлом это довольно дорогая задача, поскольку земля в нашем распоряжении все же не безгранична. Как результат - поддержку для новых отдельных фрирайдных трейлов довольно трудно получить.
Но тем не менее, фрирайд - это все тот же MTB, хоть и довольно продвинутого уровня. И когда он будет рассматриваться именно с этой точки зрения и обеспечиваться правильным менеджментом, тогда он будет бесспорно позитивным и заслуживающим внимания и уважения. Именно поэтому IMBA решила продвигать фрирайд.
Фрирайд - фикция или реальность?
В свое время компания Shimano, являющаяся одним из крупнейших производителей велозапчастей, выпустила группу компонентов Saint, ориентированную преимущественно на гравити-дисцпилины - фрирайд и даунхилл. Представление Saint широкой общественности сопровождалось масштабной мультимедийной поддержкой.
Когда компании подобного размера инвестируют огромные средства в развитие нового сегмента рынка, адресованного, соответственно, в том числе и новому направлению в нашем спорте, это довольно сложно не заметить. И Shimano были не единственной компанией, сфокусировавшейся тогда на данном направлении MTB. Практически каждый производитель велосипедов имел в своей линейке модель, ориентированную на фрирайд, а некоторые и не одну.
Если коротко пролистать любой mtb-журнал, можно сразу понять, что фрирайду уделялось тогда и продолжает уделяться сейчас немалое внимание в велосипедных изданиях (которых у нас уже и нет... а жаль). А вспомните mtb-фильмы конца 90-х - начала 2000х. Фрирайдная составляющая тогда являлась их характерной и исключительной чертой.
(А вот тут пара строк из параллельной вселенной.) Пожалуй, еще больше разговоров о фрирайде идет в масс-медиа. Фрирайдеры фигурируют в рекламе практически всего - от машин и кредитных карт до шоколадного молока. И игровая индустрия не обходит экстремальный mtb стороной, выпуская различные игры, где вам нужно почувствовать себя фрирайдером или даунхилльщиком, спускаясь по трассам с огромными дропами и уворачиваясь от елок.
И хоть фрирайд и стал частью столь масштабной рекламной атаки на сознание потребителей, какого либо сильного отклика в них вся эта рекламная мишура не нашла. Т.е. как то сильно подействовать на формирование предпочтений в езде рекламные компании не смогли. По данным статистики, в 2003 году дилерам было отгружено 567.119 полноподвесных байков. Только 9% из них было реализовано.
По последним опросам IMBA (8 лет назад), всего лишь 3% опрошенных указало в качестве своего стиля катания фрирайд, в то время как 62% - кросскантри. Однако, на вопрос об уровне своего катания, 71% опрошенных заявил, что обладают навыками на уровне продвинутых райдеров, а то и выше. Таким образом, хоть они и не ассоциируют себя с фрирайдом, вполне вероятно, что они вряд ли откажут себе в удовольствии закатнуть по техничному и сложному трейлу.
Правда, стоит отметить, что вряд ли состав членов IMBA может служить показателем популярности фрирайдинга. В то время, как успешное и широкое распространение фрирайда в Британской Колумбии уже стало общепризнанным фактом, волнообразное распространение этого направление не ограничивается одной лишь этой канадской провинцией. Немало легальных фрирайдных зон появилось и на территории США, а в IMBA чуть ли не ежедневно приходят запросы от лэнд-менеджеров и mtb-сообществ с просьбами помочь в нового фрирайдного спота.
Фрирайд особенно сильно полюбился молодежи, выросшей под влиянием эвентов типа X-Games. Фрирайд это круто, и дети хотят быть его частью. Именно поэтому многие детские велосипедные секции тяготеют к фрирайду, уделяя внимание техническим аспектам езды (привет, базовая техника!).
Ключевым шагом к увеличению возможностей фрирайда стало бы более активное отстаивание своих интересов фрирайдерами (ну вот прям про нас, получается, лет на 8 всего то отстаем, не много )) ). Хоть и существует несколько клубов, лоббирующих интересы фрирайда, нормой подобная деятельность еще не стала (опять же, 8 лет назад). Большинство фрирайдеров или не вообще не в курсе о существовании IMBA, или не хотят быть частью этой организации. Им вообще все это нафиг не сдалось, они хотят просто катать на своих байках.
Фрирайд, несомненно, является одной из главных составляющих маунтинбайка, это факт. И важно, чтобы IMBA и существующие объединения фрирайдеров нашли общий язык, чтобы появилось новое поколение людей. лоббирующих интересы маунтинбайкеров, и обеспечить тем самым будущее нашего спорта.
Фрирайд и управление рисками: 15 шагов к успеху
На заре своего появления в ранних 90х, фрирайд был довольно беспорядочным явлением. Ранние фильмы и журнальные статьи закрепили в сознании многих людей образ фрирайда как хаотичной езды неряшливо одетых людей вне трейлов. Как результат, многие лэнд-менеджеры укрепились в мнении, что технически сложные трейлы изначально опасны. Они всячески боролись с фрирайдом, опасаясь травмирования своих посетителей и связанных с этим судебных исков. Но есть и хорошая новость - маунтинбайкеры способны ответственно строить и ездить по техничным трейлам, не вызывая каких либо денежных споров или провоцируя судебные конфликты. В этом разделе мы поговорим о том, как правильно управлять рисками, без которых не обойдется ни один фрирайдный трейл.
1. Будьте готовы к различным социально-общественным проблемам
Фрирайд постоянно вызывает определенные проблемы социального либо эмоционального характера. Техничные трейлы, естественные или построенные вручную, и раньше вызывали недовольство со стороны различных групп населения, включая лэнд-менеджеров, экологов или защитников природы, живущих по соседству людей, и даже других байкеров. Если вы планируете развивать новые возможности для фрирайда, стоит помнить, что вас могут поджидать те или иные социальные проблемы, которые, тем не менее, можно разрешить с помощью открытого взаимодействия и взаимопонимания.
2. Наладьте партнерские отношения и коммуникации
Успешный трейловый проект требует плотного взаимодействия между местной администрацией, фрирайдерами и местными байк-клубами. Консультация с фрирайдерами, и трансформация их предложений в конкретные планы и управленческие решения позволит разработать трейловую систему, которая вполне сможет иметь широкую привлекательность. Также это снизит вероятность возникновения нелегальных/неофициальных трейлов. Стоит избегать предосудительных решений и негативных стереотипов в общении и принятии решений, иначе это может крайне негативно отразиться на судьбе вашего проекта.
3. Определитесь - общедоступный или специализированный трейл
IMBA осуществляет поддержку как общедоступных, так и узкоспециализированных трейлов. Однако, если вы проектируете трейл, предназначенный для фрирайда, то оптимальным вариантом будет сделать его доступным непосредственно для байкеров. Зачастую, техничные секции и элементы подобных трейлов либо неустойчивы к воздействию со стороны посетителей других групп (мотокроссеров или наездников), либо наоборот, могут вызвать излишние риски и трудности при передвижении, тем самым лишая посетителей всякого удовольствия. Тем не менее, сложные и техничные трейлы, открытые для общего доступа, вполне имеют право на жизнь при определенных условиях. Бэккантри трейлы с небольшим трафиком и специально построенные трейлы, на которых препятствия находятся с одной стороны трейла, могут быть одновременно и техничными, и приспособлены для различных посетителей.
4. Изучите местные законы об ответственности
Первое, что хотят знать люди, это ответ на вопрос - "а буду ли я что то должен кому-либо, если кто-нибудь травмируется во время езды по трейлам, размещенных на моих землях?". В США во многих штатах есть соответствующие законы (Recreational Use Statutes, Правила использования рекреационных зон), которые уберегают землевладельцев, на чьей территории располагаются трейловые системы или другие рекреационные зоны, от каких либо денежных взысканий, если кто либо травмируется во время отдыха. Скорее всего, нечто подобное существует и в России.
Данные правила могут изменяться в зависимости от штата. На ресурсе imba.com приведены примеры данных законов для каждого штата США. Частные землевладельцы крайне редко привлекаются к материальной ответственности за получение кем-либо травм во время отдыха на их владениях, за исключением тех случаев, когда они начинают взимать плату за доступ к рекреационной инфраструктуре или получается доказать, что травма стала результатом их деятельности.
Что важно понимать - данные законы защищают в конечном счете от денежной ответственности, но они не защищают от самих судебных тяжб. А построить хорошую защиту от судебных исков является довольно затратным делом, порой идущим в ущерб прибыли. Поэтому, чтобы избегать подобных неприятностей, важно очень грамотно управлять возможными рисками.
5. Изучите судебные прецеденты
Прецедентное право основано на прошлых решениях судов по аналогичным судебным делам. Поэтому постарайтесь найти материалы каких-либо дел, связанных с похожей тематикой, чтобы выяснить, чью сторону в итоге примет суд. (Тут несколько смутно, в России. насколько мне известно, прецедентное право не особо развито). Для подобных изысканий лучше всего привлечь кого-то из местных адвокатов. Положительные результаты помогут вам в качестве дополнительного аргумента, когда вы будете договариваться с местными чиновниками, если те вдруг опасаются какой-либо материальной ответственности.
6. Обеспечьте райдерам возможность прогрессировать
Очень важно не бросать байкеров сразу во фрирайдное пекло, заставляя прыгать огромные скальные дропы или проезжать супер тонкие скинни. Вы как трейлбилдер и создатель трейловой системы, должны обеспечить посетителям возможность оттачивать их навыки езды и прогрессировать. переходя со временем с относительно простых на более сложные трейлы. Хорошим вариантом будет создать тренировочную зону с набором препятствий и элементов различной сложности. При этом важным аспектом является подобие между тренировочными элементами и теми препятствиями, которые могут встретиться посетителям на трейлах. Еще одним вариантом является проведение регулярных тренировочных курсов, в рамках которых бы инструкторы объясняли технику езды и правила ответственного поведения на трейлах.
7. Размещайте техничные элементы адекватно
Собственно, существует два подходящих места для размещения технически сложных элементов - в фан-парке или непосредственно на трейле. И порядок размещение тех или иных элементов на трейле зависит от определенного количества факторов. Во первых, является ли трейл общедоступным или узкоспециализированным? Во вторых, какой уровень навыка предполагаемых посетителей? При этом, в случае общедоступности вашего трейла для различных групп посетителей, оценивайте уровень навыка не только профильной группы байкеров, но и всех остальных - тех же бегунов или хайкеров.
8. Разработайте эффективную систему разметки
Очень важно иметь четкую и грамотно размещенную систему разметки для вашей трейловой системы. Указатели должны быть размещены как на стартовой площадке, так и на перекрестках и ключевых точках. Основной информационный стенд на стартовой площадке должен достаточно детально и ясно описывать сложность трейлов, в рамках единой системы классификации сложности. Особое внимание уделите указателям на пересечении трейлов с различным уровнем сложности. Отдельные элементы повышенной сложности, вроде дропов, гэпов, скинни, лограйдов и т.п. должны быть обозначены заранее. Количество указателей зависит и от количества посетителей. Поэтому на бэккантри трейле допускается использование меньшего количества указателей. Но используйте их с осторожностью - излишняя назойливость различных знаков может испортить впечатления у посетителей.
9. Используйте "трейловые фильтры"
Трейловым фильтром в IMBA называют препятствие повышенной сложности в самом начале трейла, которое само по себе не является неотъемлемой частью трейла, но способно продемонстрировать посетителю тот ад и ужас, что ждут его дальше. Это может быть и просто проезд между двух деревьев шириной не больше руля, дроп со скального выхода, каменная россыпь (сад камней), или еще что-нибудь в подобном роде. Располагайте подобные фильтры на самом старте трейла, до того, как начнутся основные препятствия. Ну и, естественно, не забудьте выставить заранее соответствующий указатель. Чем сложнее будет этот "фильтр", тем меньше вероятность, что неопытный байкер сунется на излишне сложный трейл.
10. Обеспечьте возможность объезда техничных элементов
В случае с любым сложным препятствием должен существовать вариант объезда по более легкому маршруту. При этом техничный элемент можно расположить на основной части трейла, в то время как объезд пустить немного в стороне. В случае с трейлами начальных и средних уровней сложности, техничные препятствия лучше размещать на дополнительных траекториях, вне основного флоу, сохранив пригодность трейла и для начинающих райдеров, и обеспечив им возможность при желании прогрессировать, и не забывая более продвинутых байкеров. Более того, различные варианты прохода препятствий могут соседствовать в рамках одного и того же трейлового коридора. К примеру, дропы по разным сторонам трейла могут различаться по высоте.
11. Обезопасьте возможные зоны падения
Зона падения это область вокруг элемента на трейле, которая способна обеспечить относительно безопасное приземление райдера, в случае его падения при преодолении препятствия. Зоны падения должны обустраиваться в конце спусков, на внешних радиусах поворотов, по обеим сторонам трейла и вокруг препятствий. Вам нужно будет убрать ветки, бревна, камни и прочие торчащие предметы, которые могут вызвать получение травмы при падении. Еще одним вариантом, которым обычно пользуются при строительстве больших дертов и гэпов - насыпать побольше рыхлого грунта, чтобы смягчить удар от падения.
12. Следуйте правилам при конструировании
Как естественные, так и рукотворные элементы на трейле должны быть надежны, предсказуемы и спроектированы с тем расчетом, что при правильном их прохождении риск получить травму будет минимален.
13. Разработайте журнал для записей об обслуживании
Трейлы требуют регулярного и тщательного осмотра и обслуживания. Техничные элементы, размещенные на трейле, должны постоянно осматриваться на предмет отклонения от необходимых требований по прочности и безопасному дизайну (под дизайном имеется ввиду сохранение заданной, "безопасной", формы). Также полезно будет вести журнал наблюдений и выполненных работ по обслуживанию, чтобы убедиться в том, что трейл соответствует заданным требованиям, а заодно при необходимости принять решение о замене или переделке того или иного препятствия или техничной секции, в случае, если они требуют излишне частых ремонтных работ. различные трейлы требуют различной интенсивности обслуживания, в зависимости от множества факторов, включая климат, частоту использования, количество и тип техничных элементов на трейле. Деревянные сооружения, к примеру, вроде мостов или качелей, нужно регулярно проверять на отсутствие прогнивших или треснувших/проломившихся частей.
14. Назначьте ответственного за управление рисками
Наймите специального человека, который бы проследил, что техники по управлению рисками, в том числе, описанные в этой главе, были последовательно применены на деле и задокументированы. Этот человек также должен будет оценить все принятые вами меры безопасности и проработать с землевладельцем или представителями местной администрации планы действий на случай возникновения экстренных ситуаций на трейлах. Назначайте эту обязанность человеку, который известен своим добросовестным поведением и вниманием к деталям. Но запомните - координатор рисков это не тот человек, который обязан выполнять все перечисленные 15 пунктов самостоятельно. Скорее, этот человек должен быть связующим звеном для группы волонтеров или нанятых профессионалов, чтобы помочь им сделать трейл безопасным и приятным местом для отдыха.
15. Последний шаг: приготовьтесь давать ответы
Когда вы ищите возможности для создания фрирайдного трейла или спота, или трейловой системы, написание трейлового бизнес-плана попросту необходимо. При этом особое внимание должно быть уделено описанию тех мер безопасности, которые нужно будет предпринять. Проконсультируйтесь с представителями местной администрации для уточнения того, какие пункты действительно необходимо предусмотреть, и каков должен быть уровень детализации ваших предложений.
Строительство техничных элементов
Три способа постройки сложного трейла
1. Существующие естественные элементы
Самый простой способ построить сложный и техничный трейл - это использование существующих особенностей рельефа. Используйте скальные выходы, ступени, россыпи камней, поваленные деревья в качестве контрольных точек для прокладки маршрута.
2. Улучшенные естественные элементы
Данный подход заключает в себя манипулирование существующим природным материалом. Используйте камни и бревна для создания дропов, каменных садов, булыжных секций, лограйдов и вылетов/кикеров. Подобный метод строительства хорош там, где не получается создать сложный трейл за счет только использования рельефа и ландшафта.
3. Полностью рукотворные элементы
Еще один вариант строительства - с использование фигур и элементов, полностью созданных человеком. Мосты, рампы, качели и т.п. элементы - вот основные примеры. При этом обычно используются уже обычные стройматериалы вроде бруса, обрезной/необрезной доски и различных типов крепежей. Типичный пример - слоупстайловые трассы, того же Crankworx.
Естественно, никто не мешает смешивать все три подхода по мере необходимости. Нелегальные трейлы в регионе North Shore Британской Колумбии - прекрасный тому пример. Как природный рельеф сочетается с лограйдам по гигантским упавшим стволам и невероятным сооружениям вроде связанных качелей и огромных беличьих колес.
Камень или древесина - что же выбрать?
При постройке экстремальных трейлов, у вас обычно всего два материала на выбор - камень и древесина. Решающими факторами при выборе того или иного материала являются прочность, предсказуемость, сложность обслуживания и эстетические качества.
В большинстве случаев, камень - наилучший материал для строительства. Хорошо построенные элементы простоят на трейле десятилетиями и требуют незначительного ухода. Помимо этого, каменные сооружения легко вливаются в окружающий пейзаж.
Однако, это не значит, что вам нужно избегать использования древесины при строительстве. Правильно спроектированные и выполненные постройки смогут также легко выдержать испытание временем. Но при строительстве и в последующем обслуживании стоит быть более внимательным к проявлениям гнили или плесени, появлению лишних трещин, обрабатывать постройки специальными пропитками, чтобы предотвратить гниение. Также важно придерживаться техник строительства и использования материалов, которые подходят к данной местности.
Использование естественных особенностей рельефа и элементов ландшафта
Многие люди, когда думают о технически сложны трейлах, представляют себе нагромождение разнообразных деревянных построек по типу Flying Circus. Пока что мы лишь вскользь коснулись данных сооружений, а сейчас сперва давайте поговорим о том, как использовать естественный рельеф во благо вашего трейла. В том числе мы рассмотрим и использование скальных выходов, уступов и каменных россыпей. Прокладывая свой трейл через подобные места, вы получаете определенные преимущества, поскольку подобные природные элементы достаточно надежны, требуют малого обслуживания, и вам не нужно двигать их туда-сюда.
Использование естественных дропов
При включении дропов с естественных обрывов или уступов в маршрут вашего трейла убедитесь, что они соответствуют общему флоу трейла и его уровню сложности. Особенно важно относительно свободное прохождение связки вход-дроп-приземление-выход. Резкий поворот сразу после приземления может вынудить райдера резко тормозить и пускать байк в занос, либо вообще ехать прокладывать новую траекторию сквозь окрестные кусты. На высоких дропах можно предлагать байкерам сразу несколько траекторий различной сложности, с переменной высотой или с использованием кикера.
Каменные сады/россыпи
Россыпи мелки, средних и относительно крупных камней могут быть довольно интересными и хитрыми элементами трейла, поэтому старайтесь прокладывать ваш маршрут через каменистые участки как можно чаще. Люди вполне ожидают увидеть много камней и булыжников в природе, поэтому вряд ли станут их избегать. Тут главное не то, насколько сложна может быть каменная секция, главное, чтобы она была гораздо проще для проезда, чем прилегающая территория. Подобный подход не даст посетителям стимула свернуть с трейла, и предотвратит его неконтролируемое расширение.
Скальные выходы
Постарайтесь найти рядом с предполагаемым маршрутом, особенно на даунхилльных сегментах, выход скальной породы наружу. Это позволит создать участок с резким сбросом высоты, вплоть до прохода по лини спада, не опасаясь возникновения эрозии. Когда вы включаете подобный элемент в ваш трейл, обеспечьте чистый и свободный выкат со спуска, чтобы предотвратить резкое торможение байкерами, либо усильте его камнями. Непосредственно перед подобной секцией сделайте точку перегиба, либо дренажную канаву.
Узкое место
С помощью выложенных в ряд по обе стороны от трейла больших (ну или не очень больших) валунов можно создать искусственно зауженный () сегмент, который тоже вполне может разнообразить катание. При этом одна из его главных задач - не дать посетителю развить слишком большую скорость, ну и заодно повысить сложность трейла. Не забывайте про естественный трейловый флоу, который должен сохраняться даже на этом узком участке. В противном случае, посетителям может показаться, что все это слишком скучно, и они проложат новый маршрут, в объезд.
Упавшие деревья
Отвлечемся от каменной темы на некоторое время. Различные большие и не очень поваленные деревья также могут стать прекрасной составной частью вашего трейла. Однако, кому то нравится проверять свои навыки баланса или выдергивания банников, раскатывая по лограйдам или перепрыгивая лежащие бревна, а кому то - совсем наоборот, вплоть до того, что они готовы сойти с трейла. Поэтому, в любом случае, используйте бревна таким образом, чтобы они не перекрывали все возможные траектории, оставляя для менее уверенных в себе посетителей возможности объезда. (Правда, на узком и скоростном синглтреке эта фишка не прокатит.) Убедитесь в том, что вы обеспечили достаточный обзор по оба конца от лограйда или по обе стороны от лежащего поперек бревна. Постарайтесь оградить трейл от расширения, обложив его по краям камнями или еще какими либо препятствиями.
Как спроектировать дроп
Начинайте с перегиба
Ну, в общем то, все как обычно. Первым делом - дренаж, поэтому легкое изменение вектора наклона непосредственно перед выходом на дроп позволит избавиться от лишних луж и грязи, которые, помимо всего прочего, могут привести к потере контроля. Еще одним плюсом перегиба будет то, что он позволит скорректировать должным образом скорость, не давая разогнаться слишком сильно (а то так и перелететь можно).
Уделите особое внимание зоне приземления и прилегающей к ней территории
Зона приземления это площадка длиной порядка 1-2 длин велосипедной базы, т.е порядка 2-4 метров, и примерно столько же (возможно - чуть уже) в ширину, которая начинается непосредственно под дропом под уклоном порядка 5-15%. (Тут стоит учитывать высоту дропа, чем она больше, тем дальше должно располагаться приземление, также стоит помнить, что чем больше будет градиент приземления, тем выше будет выходная скорость байкера). Тщательно очистите приземление от любых препятствий, мелких и острых камешков, излишне толстых корней, обрежьте ветки в пределах зоны падения. В месте дропа коридор и его оболочка должны быть значительно шире и выше, чем весь основной трейл, чтобы обеспечить хорошую видимость при дропе и обеспечить свободный вылет на различную дальность. Вообще, добавляя любой технически-сложный элемент на трейл. вы увеличиваете потенциальный шанс падения, поэтому подходить к строительству данных элементов нужно с особой тщательностью, стараясь предусмотреть все возможные варианты и как можно лучше обезопасив препятствие.
Приземление должно быть очищено от разнообразного органического материала (трава, листья, мелкие скользкие корни и т.п.), чтобы избежать внезапной потери контроля, и быть достаточно плотной, чтобы колеса не повело (это все таки не дерт). В случае особенно высоких дропов, или если предполагается их частое использование, приземление можно укрепить большими плоскими камнями, тщательно закрепленными в грунте.
Перегиб на выкате
Еще одна точка перегиба, на этот раз на выкате с дропа, поможет избежать попадания воды на остальную часть трейла, и опять же - проконтролировать скорость райдера перед выходом на остальную часть трейла. Важно, чтобы вся эта секция хорошо просматривалась, как для благополучия того, кто дропает, так и для безопасности тех. кто находится внизу, возможно, подъезжая к месту приземления с другой стороны. Довольно тяжело затормозить, когда твои колеса висят в воздухе, поэтому убедитесь, что байкер будет иметь прекрасный обзор всей зоны приземления и вокруг нее.
Обслуживание дропа обычно заключается в поддержании достаточно широкой области обзора, укреплении опор и приземления, удалении с приземления опасных корней и камней.
Общие советы по строительству деревянных элементов техничного трейла
Убедитесь, что у вас есть разрешение на подобные работы от местной администрации и представителей лесничества
Все деревянные технически сложные элементы должны быть тщательно спроектированы. Набросайте небольшой схематический план размещения этих элементов на трейле, с указанием масштаба, размеров, расположения, материалов, крепежей, фильтров (элементов, отсекающих недостаточно опытных посетителей), зоны падения, разметку и дополнительные траектории. Согласуйте ваш план перед началом строительства.
Все деревянные элементы крайне желательно возводить при участии опытного плотника.
Деревянные технически сложные элементы, в принципе, в вопросах дизайна, строительства и обслуживания практически идентичны обычным деревянным террасам, лестницам или пешеходным мостам.
Материалы
Материалы должны быть выбраны из расчета наибольшей долговечности, прочности и предсказуемости поведения при использовании, а также крайне желательно эстетически и экологически соответствовать окружающей среде.
Выбирайте породы дерева, наиболее устойчивые к гниению, влаге, солнцу, жаре, холоду и насекомым. К примеру, это могут быть красный канадский кедр, обычный сибирский кедр, дуб, осина, акация, лиственница, а также сосна/ель (особенно обработанные антибактериальной пропиткой). Также можно использовать и покупные пиломатериалы (в некоторых случаях - даже предпочтительнее), обычно они являются уже первично обработанными.
Не используйте разнообразные деревянные палеты и поддоны, деревянные обрезки и прочий мусор, клееную фанеру. Эти материалы могут очень быстро придти в негодность, сведя на нет все ваши усилия при постройке.
Не используйте старые мертвые деревья и пни, только если они не обладают достаточными размерами, чтобы не развалиться в труху, или не являются, как красный канадский кедр, крайне устойчивой к гниению породой. В любом случае, если вы используете мертвую древесину, тщательно обработайте ее, очистив от коры, трухи и проявлений гнили. Ну и не забудьте про защитные пропитки - они помогут несколько продлить срок жизни изделий из такой древесины.
Не используйте живые деревья, ни в коем случае (имеется ввиду совсем живые, т.е. не использовать их в качестве опор, подставок и т.п.) Возможно, при прокладке маршрута несколько деревьев придется спилить, но, во первых, это всегда нужно стараться избегать, во вторых, в данном случае нужно взаимодействовать с представителями лесничества, которые бы подсказали, где вам можно пилить, а где - нельзя.
Запомните - обработанная вручную древесина всегда лучше сольется с окружающим ландшафтом, чем покупные пиломатериалы.
Техника конструирования
Деревянные постройки должны обладать избыточным запасом прочности. Т.е. если предполагаете, что по вашим шорам будут раскатывать дядьки весом в 100 кило на 20 килограммовых байках, то ваши шоры должны будут выдержать и 150, и 200 килограмм веса. Используйте диагональные и поперечные перекладины для устойчивости опор. Прочность элементов не должна зависеть только от надежности крепежа.
Конечная обработка рабочей поверхности техничных элементов не должна иметь излишних выступов или острых граней, которые могли бы привести к потере контроля и потенциальной опасности.
Доски/рунги не должны выступать более чем на несколько сантиметров за пределы продольных лаг или балок.
Между рунгами должны присутствовать небольшие зазоры, чтобы обеспечивать дренаж. При этом старайтесь не делать эти зазоры более 4-5 см.
Выбирайте подходящий крепеж. Используйте наиболее высококачественные шурупы, болты и гвозди, предназначенные в том числе для наружных работ. Они должны быть прочными, безопасными и стойкими к коррозии.
Если требуется обеспечить дополнительное сцепление, то на рабочую поверхность можно закрепить дополнительные текстурные материалы (желательно - не сильно выбивающиеся из общей картины). Это могут быть различные варианты шкурок, грубо обработанная древесина, сетка-рабица (та, что используется при отделочных и штукатурных работах, не путать с сеткой, что используется для ограждения куриных загонов). Также на поверхности рунг или бревен можно нанести диагональные разнонаправленные засечки с помощью бензопилы. Еще один способ, подсмотренный в одном из недавних видео из Австрии - своеобразный слоеный пирог из краски и песка. Рабочая поверхность покрывается слоем краски, на который рассыпается слой песка, после чего все это покрывается еще одним слоем краски. Краска, естественно, должна быть устойчивой к воде, иначе после первого же дождя все это ваше покрытие стечет на землю.
Подъезд к любому техничному элементу должен располагаться на сухой и стабильной поверхности, во первых, чтобы избежать потери контроля, во вторых, чтобы на деревянные конструкции не попадало слишком много грязи и воды, которые могут сделать езду по деревянными поверхностям не столь безопасной.
Особое внимание должно быть уделено опорам и тем местам, где ваша конструкция соприкасается с землей. Дело в том, что земля сама по себе для древесины является крайне агрессивной средой - различные микроорганизма, насекомые, сырость - все это не способствует долговечности. Поэтому деревянные детали должны соприкасаться с грунтом как можно реже. Поэтому используйте по возможности камни или бетонные блоки в качестве основания, либо тщательно обрабатывайте опоры битумной мастикой или аналогичной по степени защиты антибактериальной пропиткой.
Рассмотрите возможно частичной сборки конструкции перед ее перемещением на трейл. Лес - не самое удобное место для сборки относительно сложных инженерных конструкций. Но, тут уже все зависит от ваших возможностей по транспортировке.
Добавьте немного Ewok'а
Мы часто слышали, как маунтинбайкеры описывали свой любимый фрирайдный маршрут как "like Ewok Village". Это не совсем техническое описание, но оно являет собой видение извилистого трейла с плавными препятствиями, который полностью сливается с окружающим ландшафтом и погружает райдеров в свою атмосферу. Подобные трейлы что называется эко-френдли, и доставляют особое эстетическое удовольствие, когда построены с особой тщательностью.
Каждому трейлбилдеру нужно стараться проектировать свои трейлы и элементы на них так, чтобы они были максимально живучими и при этом вписывались в местность, не вызывая чувства когнитивного диссонанса. К примеру, шор на высоте трех метров весьма придется впору в густом лесу, однако он будет весьма странно смотреться на вершине пустынного плато. С другой стороны, каменный дроп в подобном месте придется больше в тему, позволив существенно повысить сложность трейла.
Так что, пожалуй, повторим еще раз - при строительстве деревянных конструкций выбирайте те породы дерева, которые наиболее распространены в вашей местности, и которые будут лучше сочетаться с окружающим ландшафтом. А грубо обработанная древесина будет выглядеть гораздо натуральнее, чем гладкие ошкуренные брусы и доски. Старайтесь свести к минимуму так называемое визуальное загрязнение - т.е. присутствие на трейле различных деталей и элементов, которые резко выбиваются из общего вида. И никогда не крепите техничные элементы на живых деревьях. НИКОГДА.
Возьмите в привычку практиковать правило "не оставлять следов" (подробнее можно почитать на lnt.org). Старайтесь не вытаптывать лишнюю растительность. Убирайте за собой весь строительный мусор и все остальное, что могло бы выдать ваше здесь пребывание. Отдав чуточку любви своему трейлу и окружающей его природе, вполне вероятно. что у вас получится создать трейл, о котором посетители потом смогут сказать - "Like Ewok Village!"
10 советов по строительству шора (ladder bridge по научному)
Изначально созданные для прокладки по заболоченной и сырой местности, шоры это простейший вариант приподнятого дощатого настила для пеших прогулок, и один из самых простых элементов для техничного трейла. Тут мы дадим несколько советов на тему того, как построить интересный, прочный и безопасный шор.
1. Следуйте советам IMBA
Во первых, следуйте вышеизложенным советам IMBA в вопросах менеджмента, обеспечения безопасности, выбора материалов и общих советов по созданию деревянных конструкций. И в первую очередь получите разрешение на возведение подобных построек на вашей площадке.
2. Правильно выбирайте место
Шоры можно устанавливать на трейлах различной степени сложности. Просто убедитесь в том, что сложность устанавливаемой конструкции будет совпадать с предполагаемым уровнем подготовки райдеров на этом трейле. На трейлах начального уровня шоры лучше размещать на небольшой высоте, и делать их пошире. С повышением уровня сложности трейла конструкции могут быть выше, уже и более извилисты, с более сложным рельефом, включая дропы.
На трейлах начального уровня шорные элементы следует размещать в качесте альтернативного маршрута, чуть в стороне от основного. В случае же трейлов для более опытных посетителей шоры должны размещаться как раз на основной траектории, а более безопасный проезд может присутствовать рядом в виде опционального маршрута. При этом, в обоих случаях нужно позаботиться о достаточном обзоре.
3. Подъем шора
Конструкция может быть поднята над землей различными способами, но в любом случае нужно быть уверенным в прочности и устойчивости использованного метода. Используются как большие булыжники, так и устойчивые и крепкие большие пни, деревянные сваи, опоры из лежащих поперек бревен. Никогда не используйте в качестве опор живые деревья, а также полусгнившие и трухлявые стволы.
4. Укрепление заезда и съезда
Трейловая поверхность в месте заезда и съезда с трейла требует дополнительного укрепления, особенно на крутых уклонах или зонах приземления.
5. Изменяйте высоту, длину и ширину, чтобы изменить сложность и добавить привлекательности
Одно из тех свойств шора, что делает его столь привлекательным для трейлбилдинга, так это то, что он позволяет всего лишь за счет изменения ширины или высоты серьезно изменить сложность трейла, при этом не сильно нарушая общий пейзаж. Сам по себе шор не слишком то и сложный технический элемент. Сложность появляется тогда, когда вы увеличиваете его длину, сокращаете ширину и поднимаете метра на два от земли. Иногда чисто психологически заставить себя проехать по узкому скинни или шору шириной в ладонь гораздо сложнее, чем действительно взять и проехать.
7. Повороты и "волны"
Легким и безотказным способом добавить сложности вашему шору являются повороты и волнообразные подъемы. Площадь поворота (зависящая от ширины поверхности шора и радиуса поворота) не должна нарушать общий стиль перемещения по трейлу (т.е. если мы имеем размеренный флоу-трейл, не должно быть внезапного резкого и узкого поворота налево, к примеру). На трейлах начального уровня повороты должны быть плавнее, а ширина шора - больше, на трейлах для более продвинутых посетителей, естественно, можно делать более резкие повороты с меньшей шириной поверхности. А волнообразный профиль также добавить сложности и интереса при езде. Помимо этого, можно использовать переход шора в контруклон или воллрайд, для сохранения флоу.
7. Изменяйте наклон подъема и спуска
Больший градиент подъема, требующего активного педалирования, или спуска, требующего работы тормозами, так же могут послужить неплохим инструментом для повышения сложности трейла. При этом также следует соблюдать соответствие градиента общему характеру трейла.
8. Создавайте альтернативные пути
Можно использовать несколько различных соединенных между собой шоров для создания нескольких альтернативных линий прохождения маршрута, в том числе, различной сложности. При этом дополнительные ответвления могут быть короче, но при этом уже основной траектории, а также обладать отдельными съездами или заканчиваться дропами, или наоборот, обладать большим количеством поворотов.
9. Используйте дропы
Еще один вариант усложнить прохождение трейла - закончить шор дропом, к примеру, на другой шор или на землю. Высота дропа, естественно, должна соответствовать уровню сложности трейла. Если вы планируете использовать дроп с шора, заранее предусмотрите это в конструкции самого шора, чтобы его окончание, которые послужит вылетом, не подвело в нужный момент.
10. Комбинируйте шоры с другими техничными элементами
Комбинируйте стандартные шоры с качелями, А-фреймами (что что вроде переезда через препятствие, не имеющее горизонтальной части, а состоящее только из заезда и съезда), гэпами, даблами, памп-секциями, ступенями, и пр. Будьте креативны!
Строительство даунхилльных трасс
Даунхилл сам по себе являет воплощение ритма и флоу. Летя вниз по трейлу, райдеры стремятся быть настолько быстрыми, насколько это возможно, выбирая более плавные и лучшие траектории. Более продвинутые в технике райдеры выбирают более быстрые траектории, которые требуют большего уровня физической подготовки, силы, ловкости и реакции.
Даунхилльные трассы должны быть предельно техничны, наполнены элементами и включающие траектории, которые бы позволили проявить райдерам все их возможности. Ниже мы представим несколько идей, которые помогут вам строить трейлы, удовлетворяющие нуждам даунхилльщиков.
15 советов по строительству даунхилльных трасс
1. Привлекайте гонщиков
Самый простой и логичный совет - если вы хотите строить трассу для даунхилла, спросите у тех, кто катает даунхилл, что им нужно на трассе. Подобная информация может вам весьма пригодится при проектировании ключевых элементов трассы. И хотя бы отчасти, но в руководстве строительством трассы должен участвовать гонщик. В идеале он должен обладать каким то опытом в строительстве даунхилльных трасс, и понимать основные принципы устойчивости трейлов и конструирования техничных элементов. Помимо этого, этот человек должен обладать личным авторитетом и обладать навыком, который бы позволил ему по полной испытывать результаты строительства. Он, или она, должен быть в состоянии распланировать и построить трейл, который был бы достаточно интересен и проезжабелен для всего спектра предполагаемых посетителей. Т.е. не должно быть такого, что вы строите хоть и ДХ-трассу, но зеленую/синюю, а вам такой консультант и говорит - "а вот тут надо гэп в 9 метров, а чо, я ж прыгну."
2. Определитесь с расположением трейла
Мы, IMBA, определяем даунхилльные трейлы исключительно как трейлы одиночного (для конкретного вида посетителей) пользования с односторонним движением, с техничными элементами, предназначенными для скоростного спуска. Эти трейлы не должны быть доступны для остальных посетителей, если те, в свою очередь, не знают и не понимают, что байкеры будут перемещаться по трейлу на высоких скоростях. Даунхилльные трассы должны быть обособлены от остальной трейловой системы, чтобы не вызывать конфликтов. Построив даже два раздельных даунхилльных трейла различной сложности, один для начального/среднего, второй для уровня экспертов и про, вы уже сразу же сократите число потенциальных конфликтов между посетителями с различным уровнем навыка.
3. Перепад высот
Даунхилльный трейл в идеале должен иметь сброс высоты не менее 300 метров. Эпик-трейлы обычно имеют перепады более чем в 600 метров. Чем больше перепад, тем круче. Однако, даже если у вас рядом нет бигмамонтина, это не беда - главное, проявить креативность и находчивость при строительстве.
4. Схема подъема
Даунхилльные трейлы обычно размещаются там, где есть возможность подъема к стартовой точке с помощью автомобиля или подъемника. К несчастью, одной из основных проблем, связанных с даунхиллом, является социальный аспект увеличенного автомобильного потока. Увеличение трафика и многочисленные припаркованные авто вдоль общественных дорог могут весьма (десятки байкеров, постоянно поднимающихся наверх, от рассвета до заката) напрягать местное население. Такой конфликт зачастую приводит к закрытию трейла. Поэтому, если вы предполагаете использовать шаттлы, или предвидите большой поток посетителей на машинах, предпримите несколько шагов, чтобы быть уверенным, что это не вызовет недовольства со стороны местных.
Вы должны обеспечить удобную и адекватную парковку и места для разворота, как на верхней, так и на нижней частях вашего трейла. Если вы подбираете место для нового трейла, убедитесь, что ближайший маршрут для шаттлов не будет проходить через густонаселенную или загруженную территорию. Даунхилльщики частенько приезжают на своих собственных машинах на стартовую площадку, после чего грузятся в шаттлы, чтоб тех их отвезли до места старта. В некоторых случаях, это касается, к примеру, команд, гонщики используют микроавтобус с трейлером, что позволяет им одновременно взять на борт порядка 15 человек с байками. Ваши паркинги должны позволять размещать на них в том числе и подобные большие машины вместе с трейлерами.
Если маршрут подъема на авто использует местную автодорогу, поставьте себе целью сделать только один въезд и только один выезд со всей даунхилльной трейловой системы. Это поможет снизить вероятность конфликта между посетителями и остальными автомобилистами за счет концентрации первых только в двух точках - наверху и снизу.
5. Минимизируйте количество пересекающихся трейлов
Снизьте до минимума количество возможны пересечений даунхилльных трейлов с остальными трейлами сети. Принимая во внимание скорость перемещения по даунхилльному трейлу, обеспечьте присутствие на трейле таких элементов, которые бы заставляли байкера частично сбрасывать скорость, при приближении к месту пересечения с другим трейлом. При этом ваши конструкции, опять таки, не должны слишком сильно выбиваться из общего стиля трейла, и не должны быть внезапными или потенциально опасными. К примеру, серия из нескольких контруклонов, всегда превосходно работает в качестве ограничителя скорости, при этом ничуть не уменьшая количество фана от езды по трейлу. Для этого каждый поворот должен направлять райдера слегка вверх, уводя в более крутой поворот, оканчивающийся предупреждающим о приближающемся перекрестке знаком. Избегайте использования излишне громоздких, ограничивающих передвижение конструкций, поскольку они могут быть опасны - райдеры могут не справиться с управлением и столкнуться с ними. Убедитесь, что сектор обзора на подъездах к пересечению трейлов дает достаточно времени и видимости для того, чтобы райдеры и остальные посетители были готовы к выезду на перекресток.
6. Используйте открытые флоу секции
Эти более широкие и скоростные участки позволяют райдерам выбирать из нескольких возможных траекторий, особенно при выборе точек входа и выхода из поворотов. Также они позволяют райдеру испытать свои навыки владения велосипедом на больших скоростях. Некоторые гоночные трассы имеют ширину более полутора метров. Эти участки обычно довольно жесткие и быстрые - на них достигается скорость до 50 миль в час. При этом, в то время как на горнолыжных курортах исторически сложилось так, что использование широких даунхилльных коридоров не вызывает проблем, то в публичных парках получить разрешение на строительство и обслуживание подобных трасс крайне тяжело.
7. Используйте резкие и техничные секции
Эти более медленные по скорости прохождения, относительно других сегментов даунхилльной трассы, испытывают способности райдера быстро и четко рулить, избегать препятствия и проходить сложный рельеф. Помимо всего прочего, такие секции могут включать дропы или другие техничные элементы.
8. Спроектируйте плавные переходы
Хороший даунхилльный трейл всегда стоит где то посередине между извилистым и техничным, и флоу-трейлом, поскольку оба вида тестируют способность райдера сначала выбрать лучшую траекторию, а затем спокойно ее проехать. Важно обеспечить плавные переходы между участками трейла с различными типами флоу. Включение конктруклона перед техничной секцией позволит райдеру замедлиться до оптимальной скорости, избежать заноса и улучшить сцепление с поверхностью. Добавив после техничного отрезка секцию с хорошим градиентом, мы позволим райдеру быстро набрать прежнюю скорость, дав ему возможность в полной мере насладиться быстрой флоу секцией.
9. Используйте перегибы
Однако, стоит помнить, что трейл не может только из постоянного сброса высоты. Как и в случае с любым другим трейлом, для правильного дренажа необходимо частое использование точек перегиба. Запланируйте короткие апхильные секции, от 6 до 30 метров, примерно на каждую сотню метров. Тем самым вы сможете избавляться от ненужной воды на трейле, и заставите райдеров все же периодически подкручивать педали, чтобы сохранить скорость. Также вы с успехом можете использовать вылеты, гэпы, столы и волны, создавая тем самым небольшие перегибы. Или применять повороты с апхилом, создавая больший перегиб. Более длинным апхилам должны предшествовать скоростные секции, чтобы позволить райдеру не потерять слишком много скорости.
10. Камень к камню
Старайтесь прокладывать свой трейл так, чтобы он проходил по как можно большей каменистой площади. Камни и скалы добавляют немалую техническую сложность, они прочны, и требуют гораздо меньшего обслуживания, чем обычная грунтовая поверхность. Камни особенно полезны при строительстве крутых спусков и дропов. Также они позволяют вам использовать на трейле широкие изогнутые повороты, которые при обычных условиях бы сильно эродировали.
11. Использование контруклонов
Вогнутые внутрь повороты, также называемые контруклонами, позволяют райдеру сохранить инерцию и скорость при прохождении поворотов. При этом райдер остается на трейле, и, что возможно еще более важно, они привносят свой элемент фана в катание. Контруклоны должны располагаться в правильном месте в трейловом коридоре, и иметь высоту, протяженность и радиус, соответствующие стилю и скорости прохождения данного трейла и данного участка. На большой скорости контруклон должен способствовать тому, чтобы райдера буквально вжимало в поворот, и выстреливало на выходе. Если при прохождении контруклона у вас не возникает ощущения центробежного ускорения, значит, что то вы сделали не так, и не ленитесь перестроить контруклон, поэкспериментировав с высотой или радиусом, пока контруклон не начнет делать свою работу. У контркулонов есть предрасположенность к скапливанию воды, поэтому необходимо использовать перегибы перед входом в контруклон и после выхода из него.
Контруклоны могут быть как невысокими, сантиметров 30ти, так и сколь угодно большой высоты. Чем больше скорость входа в поворот, тем выше, длиннее и шире должен быть котруклон. Контруклоны часто копают сильно дальше апекса (наивысшей его точки) поворота, что приводит к тому, что райдер может попросту повернуть более резко, срезав поворот, и не использовав при этом контруклон. Если такое происходит, передвиньте контр так, чтобы он полностью проходил через апекс, поскольку самая быстрая траектория через поворот должна проходить по контруклону. Более детально техника возведения контруклонов рассмотрена в шестой главе.
12. Использование прыжковых секций
Первостепенной задачей при строительстве прыжковых секций является обеспечение плавного флоу через связку подъезда, вылета, пролета и приземления. Каждый прыжок должен быть отчетливо виден райдеру, чтобы он мог заранее решить, пропустить этот гэп или пульнуть его, принимая решение на основании получаемого преимущества по времени. Райдер должен быть в состоянии осуществить прыжок на полной скорости без опасений, что его подкинет на вылете или он улетит за приземление. Если угол вылета будет слишком большим, то велика вероятность того, что райдер вылетит в свечу, что в данном случае не очень хорошо.
Важно обеспечить плавный переход от подъезда к вылету к краю вылета, а приземление должно быть длинным, широким и плавным, чтобы обеспечить возможность мягкого касания земли колесами. Прыжковые секции могут быть как в виде степ-апов (вылет находится ниже приземления), степ-даунов (вылет находится выше приземления), или в виде одноуровневых конструкции (к примеру, столы - вылет и приземление практически на одном уровне). Длина пролетов на даунхилльных трассах составляет от трех до 18-20 метров, и высота вылетов может колебаться от полуметра до трех метров. Главная ошибка неопытных гонщиков в том, что они хотят сразу строить большие вылеты и гэпы. Поэтому лучше привлекайте опытных билдеров и райдеров, если собрались строить подобные элементы на трассе.
13. Использование дропов
Дропы являются одними из самых фановых и сложных естественных элементов на даунхилльном трейле. Подобно прыжковым секциям, дропы должны быть ясно видны заранее и на подъездах к ним должны присутствовать четкие и недвусмысленные обозначения, чтобы позволить райдерам заранее выбрать траекторию в обход или через дроп даже на большой скорости, без необходимости сильно сбавлять скорость или останавливаться. Однако непосредственно подъезд должен слегка замедлять райдера, чтобы он не вжал по тормозам на самом верху. Зона приземления должна быть достаточно широкой и с уклоном вниз, при этом она должна быть размещена так, чтобы дропающие на полной скорости райдеры ее не перелетали.
14. Обеспечивайте дополнительные траектории
Всегда должен быть более легкий и простой путь объезда сложных технических элементов, при этом их можно делать более медленными. Как мы уже обсуждали раньше, на техничных трейлах, основные элементы могут располагаться на основных траекториях, а более легкие способы прохождения - на боковых альтернативных. В общем, основные принципы здесь точно такие же, как и в случае с любыми другими техничными трейлами.
15. Минимизация рукотворных конструкций
Шорные конструкции, качели и прочие фрирайдные радости обычно не рекомендуются к применению на даунхилльных трассах. По одной простой причине - они довольно сложны в прохождении и не предполагают при этом больших скоростей. В отличие от даунхилльных трасс, где гонщику нужно показать как можно меньшее время. Однако это не означает, что частичное использование подобных конструкций совсем невозможно. К примеру, можно использовать шор для контроля эрозии, но при этом он не должен вызывать каких то сложностей при скоростном прохождении, т.е. должен обладать достаточной шириной, и в случае необходимости райдер мог бы его попросту перепрыгнуть. Даунхилльный трейл должен максимально использовать возможности рельефа.
Не забывайте, поскольку даунхилльные трейлы находятся на более крутых склонах, имеют гораздо больший общий уклон, и очень жестко эксплуатируются, эрозия их поверхности очень сильна. Это легко можно увидеть на примере европейских кубковых трасс. Поэтому они требуют постоянного и тщательного ухода.