Байк-парк I-5 Colonnade был весьма важным проектом, который, по сути, заложил основу для дальнейшего развития подобного рода объектов. Построенный неподалеку от Сиэттла, под одной из секций хайвея I-5, Colonnade был восторженно встречен велосипедным сообществом, в основном, благодаря своему инновационному подходу к интеграции велосипедной спортивной инфраструктуры в городской ландшафт. Однако, то, что делает этот парк таким уникальным, одновременно делает его довольно сложным в обслуживании. Несмотря на то, что в первое время после открытия, I-5 Colonnade пользовался довольно большой популярностью, со временем райдеры стали искать что-то новенькое и более свежее, и парк стал, по большей части, лишь развлечением для местных жителей.

Colonnade представляет собой знаменательную веху в истории развития велосипедных байкпраков. Он представляет собой пример того, как выжать максимум из абсолютно непригодного, казалось бы, для горного велосипеда места. Хотя финансирование и было довольно значительным, более поздние проекты обладали еще большими бюджетами. Многие из советов, которые вы увидите в этой книге, были выучены в качестве уроков в результате реализации проектов вроде Colonnade. Вместо того, чтобы выпрашивать у властей разрешение на строительство байк-парка ну хоть где-нибудь, хоть в самой задрипанной подворотне - в случае с Colonnade мы думали, что это было лучшее место из того. на что мы могли рассчитывать - сегодня лоббисты от мира MTB пришли к выводу, что можно получить и более привлекательные и легко доступные места для строительства. Байкпарки следующего поколения появляются в потрясающих местах, именно благодаря тому, что этот этап был пройден в свое время с Collonade.

О парке I-5 Colonnade

Colonnade это парк, занимающий 2.3 акра площади в деловом центре Сиэттла, и являющийся частью большого городского парка Сиэттла, и включающий, помимо всего прочего, еще и зону для выгула собак без поводка. Парк был построен силами Washington state’s Evergren Mountain Bike Alliance (EMBA). Он расположился на клочке земли между опорами, которые держат пролет I-5 местного хайвея - по сути, абсолютно бесполезном и никем не используемом ранее пространстве. Когда строительство только началось, площадка под мостом было попросту усеяна иглами от шприцов, старыми аккумуляторами и мусором, который оставляли после себя бездомные. Это было довольно страшное место, и его потенциальное преображение было весьма многообещающим как просто для местных жителей, так и для местных райдеров.

Официально парк открылся в 2008 году, и включал в себя первые официально разрешенные на территории штата Вашингтон фрирайдные трейлы, построенные на общественной земле. Это был крайне важный проект, который смог показать, что подобного рода продвинутое катание может найти поддержку у муниципальных ленд-менеджеров.

Colonnade начинался с довольно скромного бюджета в 150 000$, его управление и строительство осуществлялось волонтерами. На следующей фазе, финансирование возросло, чтобы иметь возможность оплачивать труд проект-менеджера и наемных рабочих. В общем, на строительство парка было потрачено 252 000$, что кажется довольно большой суммой для того времени, но если судить объективно, то для городского парка, построенного в таких непростых условиях, это очень скромный бюджет.

Помимо фрирайдных тем, в парке есть небольшой кросс-кантрийный круг, серия дертов и скилл-лайны. Этот парк не похож ни на один другой, с этими длинными рядами бетонных колонн и ревущим 12-ти рядным хайвеем над головой.

Плохой грунт и мусор

Обслуживание Colonnade всегда было крайне непростым занятием. Часть грунта постоянно высыхает в пыль, поскольку под мостом нет дождей, а в некоторых местах, наоборот, вода, которая находит щели в перекрытиях моста наверху, обрушивается вниз водопадом. Это создает двойную проблему - как избежать пыления в одних частях парка и смывающих все на своем пути потоков в других. Для решения этой проблемы был использован газонный камень и булыжники, которые позволили стабилизировать грунт в сухих зонах и предотвратить его размывание в мокрых. Однако, как результат, большая часть покрытия в парке - это тот самый газонный камень и булыжники, что является далеко не самым приятным для велосипедиста вариантом. Падение на них равносильно падению на терку для сыра.

По мере того, как стал спадать первоначальный энтузиазм, количество катающихся стало недостаточным для того, чтобы устранять негативные эффекты, которые ранее доминировали над этим местом. Мусор и хлам от близлежащих ночевок бездомных сначала стал появляться там, где на него меньше всего обращали внимания, а под некоторые линии стали попросту непроезжаемыми из-за скопившегося на них мусора. С появлением новых парков, отток райдеров усилился еще больше, пока масса катающихся не упала ниже критической отметки. Сегодня, часть трейлов в парке временами некатабельны именно по причине сильной захламленности.

Duthie против Colonnade

Несмотря на все свои текущие сложности, Colonnade открыл двери для других байкпарков. Дерты, дропы и прочие аналогичные конструкции ранее попросту не допускались ленд-менеджерами в Сиэттле, до тех пор, пока не появился Colonnade. С того момента, как Управление Парками Сиэттла согласовало все прыжковые элементы и регламенты по управлению рисками на такого рода трейлах, предложенные EMBA, другим организация стало гораздо проще добиться подобных разрешений. Они видели, что Colonnade работал с позиции ответственности, и не боялись согласовывать трейлы с элементами продвинутой сложности.

Вскоре после того, как открылся Colonnade, всего лишь в 22 милях от города, в красивом лесу, началось строительство еще одного парка, площадью уже в 120 акров. Известный как Duthie Hills, парк состоит из 6-ти мильного кросс-кантрийного кольца, плюс с десяток прыжковых и фрирайдных трейлов. И после того, как Duthie открылся, райдеры, которые хотели сложных трейлов, получили гораздо более привлекательный вариант по сравнению с Colonnade, и для многих попасть в Duthie было гораздо проще. (Те, кто хочет узнать побольше об этом парке — посетите его сайт duthiemtb.com).

Уроки Colonnade

В конечном счете, Colonnade не получил того успеха, который изначально казался очевидным, но построить парк, безусловно, стоило, поскольку этот опыт помог открыть многие двери и сломить ту позицию, которую занимали ленд-менеджеры относительно ответственности. Он также продемонстрировал, за четыре года, что вы можете свести на нет любые негативные внешние факторы, если в парке присутствует достаточное количество катающихся. Правда, в случае с Colonnade, после открытия Duthie количество райдеров оказалось ниже требуемого уровня.

Хотя Colonnade и был крайне важным проектом в свое время, сегодня EMBA очень осторожно относится к строительству подобных парков. Прежде чем взяться за реализацию, мы 3-4 раза убедимся, что финансирование достаточно для стройки, и требуем обязательный план по поддержанию должной влажности грунта и достаточной удаленности площадки от ночевок бездомных. Если проект не удовлетворяет этим требованиям, мы за него не беремся.

Парки для катания в городской все еще остаются очень важным объектом инфраструктуры, не смотря на то, что с их строительством связаны немалые проблемы. Байкпарки позволяют детям (да и другим людям без машины) получить свой доступ к горному велосипеду, и они позволяют увеличить число людей, вовлеченных в этот спорт. Только вот реализовываться городские проекты должны в красивых местах, чтобы посетители могли получать еще и эстетическое удовольствие, помимо катания, а обслуживание и поддержание парка в надлежащем состоянии было бы обосновано. Чтобы эффективно бороться с негативными внешними факторами, парк должен изначально быть рассчитан и привлекателен для аудитории более широкой, чем только ребята из соседних кварталов.

Для успешного городского байкп-парка нужны хорошие, удобные и красивые территории и соответствующее финансирование. Парки вроде Colnnade позволили городам воспринимать горный велосипед серьезно. И весь полученный опыт впоследствии на практике показал, что это был крайне ценный урок. Когда вы будете выбирать место для вашего городского байк-парка, не поленитесь учесть все факторы, которые так или иначе будут влиять на его строительство и функционирование, в том числе и в долгосрочной перспективе. Потратьте время на то, чтобы тщательно поработать с администрацией ваших местных парков, и выбрать наиболее подходящее место для тех трейлов, что вы хотите построить.

Джастин Вандер Пол является вице президентом совета директоров EMBA, и выполнял обязанности исполнительного директора при строительстве I-5 Colonnade и Duthie Hills.

От переводчика

На самом деле, с первым в истории городским байк-парком не все так плохо, как может показаться из слов выше. В текущее время у EMBA есть определенные планы насчет того, как вернуть этой площадке ее былую славу, и сделать ее вновь привлекательной для многих, основательно пересмотрев ее концепцию.

А о том, какой вклад в развитие MTB в регионе привнесло появление этого парка, и как вообще развивались взаимоотношения между представителями велосообщества и местными официальными лицами, снят большой документальный фильм Pedal Driven. Кто сильно хочет — может купить его на iTunes, и поделиться с остальными.

Автор оригинального текста — Justin Vander Pol

Перевод — DrumminMan