За последние 15 лет, восприятие ленд-менеджерами маунтинбайкеров довольно сильно изменилось. Если раньше эти ребята на дорогих велосипедах выглядели крайне незначительной группой пользователей рекреационных ресурсов, то сейчас это весьма и весьма большая аудитория. Более того, велосипедисты доказали, что вполне способны делить природные парки и открытые пространства с другими людьми, в том числе благодаря вдумчивому трейлбилдингу и практикам IMBA по управлению трейловыми сетями общего пользования.
На моей предыдущей работе в Five Rivers MetroPark в Дайтоне, штат Огайо, я управлял процессом привлечения наших посетителей к активному отдыху на открытом воздухе, как традиционным, так и новым видам. Для этого мы объединили свои усилия с MetroParks Mountain Biking Area (MoMBA), небольшой, но очень активной группой местных ребят, чтобы построить в Дайтонском парке Huffman MetroPark сеть трейлов. Я долго наблюдал за становлением их организации, которая происходила точно так же, как, наверное, и у большинства других подобных небольших местных объединений по всей стране, и тем, как они стали в итоге довольно эффективным рупором для интереснов МТБ-сообщества. Поэтому я тут подготовил небольшой список советов от инсайдера, которые, я надеюсь, помогут начинающим велоклубам и другим подобным велосипедным организациям эффективно развиваться и работать вместе с локальными государственными службами.
Присоединяйтесь к Общественному совету при Парковом Департаменте.
(Название у этой структуры может быть какое угодно, главное - суть, она должна отвечать за вопросы развития подчиненных ей парков, лесопарковых зон и заповедников)
Как вы знаете, в Штатах участие граждан в создании каких-либо общественных объектов или мест отдыха является традицией. Байкпарки не являются исключением - если вы хотите иметь такой под боком, вы должны участвовать в процессе его создания. В тех же США это возможно за счет вступления в общественный совет при парковой дирекции либо добровольческий плановый комитет. Конечно, может случиться и такое, что подобные варианты отсутствуют там, где вы живете, поэтому постарайтесь добиться от парковой дирекции возможности участия в развитии парковой инфраструктуры представителей заинтересованной общественности. Еще один способ - волонтерские вакансии в парковых проектах. Участвуя в проектах парковой дирекции в качестве добровольца, у вас есть неплохой шанс выстроить доверительные отношения с администрацией вашего местного парка, что даст вам возможность заинтересовать их в вашем проекте байкпарка.
Используйте организованный подход
Если вы еще не член IMBA или одного из ее подразделений, или аффилированных организаций, вступайте как можно быстрее. Поскольку официальные представители парковых администраций с гораздо большей вероятностью начнут обсуждать какие-либо предложения с представителем более-менее серьезной организации, у которой уже есть за плечами определенный опыт в данной сфере.
Будьте спокойны и последовательны
Став гражданским консультантом или волонтером, вам нужно быть готовым к тому, что придется предлагать идеи и решения. Потому не забивайте себе голову пустяками и будьте уважительны к мнению остальных: слушая, о чем говорят другие такие же гражданские консультанты, и работая с ними рука об руку, вы сможете добиться крайне положительных результатов. И прежде, чем заняться всей этой деятельностью, постарайтесь изучить организационную структуру вашего местного парка, цели администрации и каким конкретным образом они работают с общественностью. Сотрудники парка воспримут вас гораздо положительней, если вы дадите понять, что ценны для них, как ресурс.
Решайте проблемы сообща
Итак, вы и администрация вашего местного парка нашли друг друга. Практически везде сейчас чиновники из соответствующих официальных органов стараются решить проблему, как привлечь к активному отдыху большее количество людей, особенно молодежи, и вырвать их из плена цифровых устройств. Поэтому дайте понять руководству вашего местного парка, насколько эффективную поддержку в данном вопросе может оказать создание на их территории байкпарка, и что вы очень надеетесь на совместную работу для достижения данной цели.
Говорите о деньгах и эмоциях
Администрация любого парка старается показать, насколько большой вклад имеет парк в экономическое благосостояние района, и насколько он соответствует потребностям граждан, насколько большой резонанс (естественно, положительный) имеют в обществе его инициативы. И если привлекательность маунтинбайка с точки зрения зрелищности вполне очевидна, то о том, что байкпарк может оказать значительное влияние на экономику вашего района, вам придется рассказать отдельно. Поэтому будьте готовы обсудить с руководством парка то, как повлияет создание байкпарка на дела местного бинеса, вроде байкшопов, различных забегаловок и кафе - это может стать залогов того, что вы получите сторонников в их лице.
Подготовьтесь тщательно
Заранее подготовьте всю необходимую информацию по проекту, по всем его этапам. Стоит понимать, что задача сотрудника администрации парка не построить супер-крутой памптрек или нереально зрелищную дерт-линию. Его самой большой головной болью будет потом следить на построенным объектом, и обслуживать его. поэтому будьте готовы обсудить все стадии проекта, от планирования до строительства и обслуживания в долгосрочной перспективе. Хитрость заключается в том, чтобы наглядно продемонстрировать, как горный велосипед способен помочь парку решить его задачи и проблемы. У сотрудников парковой администрации не самая простая работа, поэтому от помощи они не откажутся. Поэтому ваша задача и стоит в том, чтобы показать, как вы и ваш проект способны им помочь.
Помните — представители парковой администрации не телепаты
В 2012м году, IMBA проводила большую встречу, Great Lakes Mountain Bike Summit в рамках ежегодного форума Adventure Summit в Дэйтоне. Одним из событий этой встречи было открытое обсуждение на тему расширения возможностей для горного велосипеда. Не смотря на то, что в числе посетителей было более 40 человек активных райдеров и трейл-волонтеров, ни один из них не подошел к автору данной статьи или исполнительному директору с просьбой или вопросом по строительству интересующих их объектов. У нас были в распоряжении доступные территории, мы сами хотели предложить для маунтинбайка что-то большее, но без какой-либо заинтересованности со стороны самих велосипедистов, вероятность того, что это случится, крайне мала. Даже самой крутой парковой организации требуется помощь и взаимодействие с общественностью, чтобы подобные проекты могли иметь место.
Верьте в то, что говорите
Петер Веббер (Peter Webber), член Зала Славы Маунтинбайка и бывший штатный сотрудник IMBA, был одним из тех байк-адвокатов, которые помогали и сопровождали процесс разработки Valmont Bike Park в городе Boulder, Колорадо. Вы, наверное, думаете - неужели это было так сложно получить поддержку проекта байпарка в таком городе, как Boulder, где все и так помешаны на велосипедах? На самом деле, этот процесс занял многие годы работы, не заметной широкой общественности. Веббер, как и другие местные велосипедисты, довольно долго мечтал о том, чтобы создать место под MTB и циклокроссовые эвенты. Один из его соседей как-то посоветовал Петеру присоединиться к общественному совету при Департаменте парков и отдыха (Park and Recreational Department), поскольку в тот момент обсуждался проект капитальной реконструкции существующего парка Valmont. После того, как ему удалось вступить в этот общественный совет, Петер обнаружил, что в нем представлено довольно большое количество различных мнений и интересов, и далеко не все они сочетаются с байкпарком. После месяцев работы волонтером, ему удалось убедить других представителей совета в том, что байкпарк - это очень хорошая идея. Если бы не приложенные им усилия, один из крупнейших в мире муниципальных байкпарков вряд ли бы увидел свет.
На последок я могу посоветовать вам найти контакт с вашим местным парковым отделом/департаментом/министерством, либо администрацией конкретного парка - любой государственной структурой, ответственной за развитие и обслуживание парковых и лесопарковых комплексов (В Москве это может быть, к примеру. Мосгорпарк или Мосзелнхоз. В ведении первых находится десятка крупнейших московских парков). Постарайтесь подключиться к их работе, работайте с директорами и их заместителями, внушите им мысль о том, что горный велосипед в городе это прекрасный вид семейного активного отдыха, который однозначно будет пользоваться успехом, и привлечет новых посетителей. Мыслите позитивно, обладайте всей необходимой информацией, и будьте преданы своему делу.
Грег Брумит является директором Conservation and Community Service в парке Great Rivers Greenways в Сант-Луисе, Миссури. Грег заядлый велосипедист, трейлбилдер и любитель сплава по горным рекам.
Автор оригинального текста — Greg Brumit
Перевод — DrumminMan