Что делает трейл устойчивым, способным прослужить долгое время? Довольно много важных нюансов. Такой трейл наносит минимальный вред окружающей среде, сопротивляется эрозии благодаря грамотному дизайна, постройки и обслуживания, и вливается в окружающий ландшафт. Устойчивый трейл создан для большого количества различных групп посетителей и способен удовлетворять их нужды, внося важную составляющую отдыха в жизнь местного сообщества. Он спроектирован так, чтобы доставлять максимальное количество удовольствия и, при необходимости, трудностей своим посетителям, оправдывая их ожидания. Следующий раздел поможет вам понять и применить на деле основные принципы устойчивых трейлов.

Трейлы с "холмистым" контуром - Или как построить трейл, который будет жить долго

Проблема: Эрозия

Эрозия — это естественный процесс, в результате которого скалы и почвенный слой превращаются в пыль и песок вод воздействием воды и ветра. А также - злейший враг всех трейлов. Если оставить этот аспект без должного внимания, эрозия способна разрушить трейл и навредить окружающей среде. Эрозия трейла усиливается за счет воздействия посетителей, сил гравитации и воды. Все посетители трейлов способствуют истончению почвенного слоя, особенно на крутых склонах, где они сопротивляются силам гравитации. 

Вода вносит значительный вклад в разрушение трейла, если ей позволено беспрепятственно  стекать вдоль трейла. Сконцентрированный в одном направлении поток воды способен нанести гораздо больший вред, чем множество посетителей. Каждый раз, стекая вниз, набирая значительную скорость и энергию, поток воды смывает верхние слои почвы, вгрызаясь в нитку трейла все глубже и глубже.

Решение: "Холмистый" контур трейла

К счастью, вполне возможно построить трейл, который сможет сопротивляться силам эрозии, в частности - потокам воды, а именно - трейлы с "холмистым" контуром. Контур трейла это путь, который аккуратно проложен по холму или склону. Он характеризуется мягким углом и волнообразными формами, называемыми grade reversals, и чья плоскость обычно слегка наклонена вперед по направлению к склону холма. Вода скапливается лишь в небольших распределенных участках трейла, после чего впитывается или стекает вниз по склону, и земля остается там, где и должна быть - на трейле.

Не совершайте ошибку 

Fall-line trails - это настоящий ночной кошмар. Они в высшей степени ускоряют и естественную, и искусственную эрозию, обнажая корни и скальные породы, и быстро превращаются в шрамы на ландшафте. Чтобы построить трейл, который проживет долго, уделите должное внимание углу наклона.

На склоне холма видны его контурные линии (изолинии), которые обычно можно рассмотреть только на топографических картах

Что такое коэффициент наклона (градиент) трейла?

Одна из самых больших ошибок трейлбилдеров - это создание слишком крутых (в плане наклона) трейлов. Как уже было отмечено выше, такие трейлы очень хорошо собирают воду, и гораздо быстрее приходят в негодность. Чтобы избежать подобной ошибки при проектировании, следует для начала понять, что же понимается под коэффициентом наклона трейла. Коэффициент трейла это, по сути, объективная мера наклона. Коэффициент измеряется в процентах, и его не нужно путать с углом наклона, измеряемым в градусах. Процент наклона используется для измерения наклона дорог, ландшафта и трейлов, так как его гораздо проще высчитать, нежели угол наклона в градусах.

Возможно, предложение высчитать наклон вас несколько смутит. Но можете расслабиться - для этого вам не понадобится калькулятор, логарифмическая линейка или суперкомпьютеры NASA. Для того чтобы пояснить принцип расчета коэффициента наклона поверхности, нам понадобится всего минута.

Коэффициент наклона это отношение набранной высоты к пройденному расстоянию. Процент наклона - то же отношение, только умноженное на 100%.

Два важных совета по трейлбилдингу

1. Избегайте fall-line (направление вдоль нормали, проведенной от вершины холма к его основанию)

Трейлы на fall-line обычно следуют по кратчайшему маршруту к подножью холма - так же, как и потоки воды. Основная проблема таких трейлов заключается в том, что они собирают всю воду на протяжении всей свой длины. Быстрые потоки воды размывают почву, обнажая корни, создавая вымоины, и "шрамируют" окружающую среду.

2. Избегайте плоских мест

Плоская местность привлекает многих трейлбилдеров той легкостью, с которой там можно начать что-либо строить. Однако, если трейл не будет расположен на склоне, есть вероятность, что трейл станет попросту лужей. Поверхность (tread) трейла должна быть приподнята относительно земли хотя бы с одной стороны, чтобы вода имела возможность беспрепятственно стекать вниз.

Вода, стекающая вниз по холму, движется по пути наименьшего сопротивления, называемом fall-line. Трейлы, расположенные на этой линии, будут повреждены стекающей водой.

Несколько ключевых терминов, чтобы понять, что же такое коэффициент наклона:

Tread: собственно, основная поверхность трейла, по которой перемещаются посетители.

Grade (уклон): наклон, выраженный в процентах.

Fall line (линия спада): направление вдоль нормали от вершины холма к его основанию

Sideslope: естественный склон холма, определяемый по fall-line

Average Trail Grade (Средний уклон трейла): среднее значение уклона трейла по всему его протяжению. Он же общий уклон трейла.

Average Trail Segment Grade (Средний уклон участка трейла): средний уклон на определенном сегменте трейла.

Maximum Trail Grade (максимальный уклон трейла): наибольший уклон на трейле, длинна участка должна быть больше 10 футов.

Half Rule (правило половины): Общий уклон трейла не должен превышать 1/2 от уклона склона. Если уклон трейла будет больше половины уклона склона, то трейл превращается в fall-line.

The 10 Percent Average Guideline (Правило средних 10%): Обычно,  трейл со средним уклоном в 10% или меньше является наиболее устойчивым.

Outslope (Наружный скос): Метод прокладки трейлов, когда внешний край трейла ниже внутреннего, позволяет избегать скопления воды на поверхности.

Grade Reversal (Точки перегиба): Точки, где градиент трейла меняется на противоположный - обычно короткий спуск с последующим подъемом - позволяет избавляться от ненужной воды (в совокупности со скошенным наружу тредом - прим. переводчика).

Трейлы, которые следуют естественным контурам склонов, являются наиболее устойчивыми к проявлениям эрозии, нежели те, что идут напрямую вниз или вверх.

Пять основных элементов устойчивых трейлов

1. Следование правилу половины

2. Средний уклон трейла в 10%

3. Максимально устойчивый к воздействиям уклон

4. Сегменты с grade reversal

5. Скос наружу

1. Правило половины

Средний уклон трейла не должен превышать половины уклона того склона, через который он проходит. Если это правило нарушено, то трейл вероятнее всего превратится в fall-line для водных потоков. Вода будет течь именно по нему, а не через.

Чтобы обеспечить хороший дренаж, для начала замерьте клинометром (чуть далее мы обсудим, как это сделать) коэффициент уклона склона, и убедитесь,  что уклон планируемого трейла не превышает половины от полученного значения. К примеру, если вы строите на стороне холма с уклоном в 20%, поверхность трейла должна иметь уклон не более 10%.

Правило половины особенно актуально в местности с небольшими уклонами. Распространенной ошибкой является мнение, что плоской местности эрозия не слишком сильно угрожает. Однако, потоки воды вполне способны размыть поверхность трейла,  даже если она имеет незначительный уклон, тем самым разрушив его. К примеру, если трейл проложен по склону с уклоном всего лишь в 6%, то уклон самого трейла не должен превышать половины этого значения (т.е. быть не больше 3%), дабы избежать возникновения fall line на трейле.

Помимо этого, нужно иметь представление о максимально устойчивых степенях наклона. Стоит понимать, что излишне отвесные и крутые трейлы могут спровоцировать эрозию даже в том случае, если удовлетворяют правилу половины. К примеру, трейл с уклоном в 24%, проложенный по отвесному, с уклоном в 50% склону, может быть довольно неустойчивым к эрозии, даже не смотря на то, что вполне удовлетворяет правилу половины.

2. Средний уклон в 10%

Обычно наиболее устойчивым является трейл со средним уклоном в 10%. Также называемый общим уклоном трейла, средний уклон является показателем перепада высот от начала трейла к концу.

Соответственно, совершенно не обязательно, чтобы уклон не превышал 10% на всем протяжении трейла. Многие трейлы имеют отдельные секции с уклоном больше 10%, и в определенных случаях и сам средний уклон может превышать значение в 10%.

Как следует из определения, средний уклон считается как отношение набора/сброса высоты к пройденному расстоянию. К примеру, 100 метров подъема на километр пройденного расстояния дадут уклон в 10%.

Для трейлов, где преобладают не постоянные подъемы/спуски, а небольшие волнистые участки, самым оптимальным будет считать средний уклон трейлового сегмента. Так как даже на плоском, на большей своей части, трейле одна секция с подъемом может дать среднее значение уклона в 2-3%. Так что в таких случаях лучше считать уклон именно секции с подъемом/спуском, чем уклон всего трейла.

Почему же именно 10%?

Помощь в планировании

Цифра в 10% обеспечивает точку отсчета в деле дизайна устойчивых трейлов, сильно облегчая процесс построения концепции трейла. Вы легко сможете рассчитать расстояние, необходимое для достижения определенной высоты на холме с заданным уклоном, а также сможете проложить примерный маршрут трейла с приемлемым наклоном на топографической карте.

Применимость к большинству типов почв

Существует множество различных типов почв с различными характеристиками сцепления и способностью впитывать влагу. Некоторые почвы позволяют использовать более крутые уклоны, нежели другие. Придерживаясь среднего уклона в 10%, вам нет необходимости беспокоиться о своих навыках почвоведа. Средний уклон в 10% подходит практически для всех типов почв, кроме самых уникальных. (Типы почв будут рассмотрены  этой главе чуть дальше.)

Минимизация человеческого вклада в эрозию

Средний уклон в 10% или меньше позволяет максимально снизить вклад в эрозию от посетителей трейла. Уклоны больше 10% сильно увеличивают количество почвы, растаскиваемое посетителями, которым приходится приложить определенные усилия, чтобы подняться по склону. Эта часть почвенного покрова гораздо легче смывается потоками воды, или осыпается под действием гравитации, что приводит к повреждению поверхности трейла.

Гибкость в проектировании

Трейл, который идет вверх с несильным уклоном, дает возможность легко изменять маршрут в случае возникновения на пути препятствий. Придерживаясь среднего уклона в 10%, вы сможете легко подправить направление трейла, избегая необходимости начинать все с начала или направлять маршрут по более отвесному склону, чтобы достичь точки назначения.

Возможность будущего перенаправления

Изменить в будущем маршрут трейла будет гораздо легче, если его уклон находится в пределах 10%. К примеру, если у трейла со средним уклоном в 20% появляются проблемы из-за эрозии, то, возможно, придется делать обход проблемного участка по еще более крутому склону, или вообще делать свитчбэк, чтобы достичь нужной точки. Соответственно, при среднем уклоне в 10% подобная проблема хоть и будет иметь место, но в таких масштабах.

Обеспечение волнообразного рельефа трейла

Средний уклон в 10% позволяет трейлу подниматься и опускаться, избегая сильно крутых секций. Представьте себе идущий вверх трейл со средним уклоном в 20%. Он имеет небольшую впадину для обеспечения дренажа, а затем снова продолжается подъем. Поскольку он поднимается из впадины, то на подъеме его уклон должен составлять порядка 25% (довольно неустойчивый), чтобы попасть в нужную точку. В общем, не сильно хорошо. Поэтому наиболее оптимальным вариантом будет, чтобы в среднем подъем шел с уклоном 8-10%, иногда - 15, если сильно необходимо (при условии, что сам склон имеет уклон больше 30%, чтобы удовлетворять правилу половины).

Блестящая идея

Начинайте разметку трейла из расчета на средний уклон в 8-10%, тогда вы получите возможность для маневра в случае, если наткнетесь на неожиданное препятствие в виде ручья какого-нибудь или здорового дерева, и вам понадобится перенаправить маршрут в обход. Используя такие небольшие значения наклона на протяжении трейла, вы сможете периодически делать его более крутым без необходимости перепланирования всего трейла.

3. Наиболее устойчивые варианты степени наклона трейла

Предыдущее правило советует нам, что обычно наиболее устойчивым является средний уклон в 10%. Но что насчет максимального уклона?

Максимальный уклон характеризуется наиболее отвесной/крутой секцией трейла длинной более 10 футов (порядка 3 метров).  При планировании трейла одной и первостатейных задач является определить максимальный наклон трейла, с учетом ваших местных условий, при котором ваш трейл будет жизнеспособен. Знание этой величины поможет при составлении разметки будущего трейла и позволит обеспечить максимальную устойчивость трейла. Несмотря на то, что обычно максимальный устойчивый наклон равен примерно 15-20%, эта величина довольно сильно зависит от конкретного места и на нее могут оказывать воздействие несколько факторов. При определении максимального устойчивого наклона следует учитывать следующие параметры:

Правило половины. Наклон трейла не должен превышать половины наклона склона холма, по которому проложен. Если поверхность трейла имеет больший уклон, то с большой вероятностью во время следующей весны вода потечет именно по вашему трейлу.

Таким образом, на склоне не очень крутого холма, максимально устойчивым наклоном будет половина от наклона данного склона.

Тип почвы. Типов почв довольно много, и каждый обладает своими собственными характеристиками сцепления и способности впитывать влагу. На некоторых почвах можно использовать более крутой уклон, чем на других. Более подробно - в конце этой главы.

Скалы и камни. На каменистых и скальных поверхностях можно использовать большую степень наклона. Однако, земляные (с тем или иным типом грунта) секции между каменистыми участками необходимо укреплять или армировать камнями/деревянными конструкциями, дабы избежать эрозии.

Ежегодный объем осадков. В местах с очень высокой или наоборот - очень низкой - нормой осадков для трейлов стоит использовать небольшие показатели наклона, поскольку при обильных дождях почвенные слои будут смываться, а при недостатке влаги - высыхать, сдуваться ветром и растаскиваться посетителями и животными.

Точки перегиба. Смена градиента на противоположный помогающет перенаправить потоки воды с поверхности трейла. Это один из основных приемов, позволяющих поддерживать поверхность трейла в рабочем состоянии и избегать схода воды по трейлу.  Частое использование подобных участков позволяет повысить общий наклон трейла. Чуть дальше мы рассмотрим данный прием более подробно.

Типы посетителей. Трейлы, предназначенные для посетителей с относительно невысоким воздействием на грунт, вроде велосипедистов или пеших туристов, могут оставаться устойчивыми и с наклоном в 15-25% на коротких дистанциях, в зависимости от типа почв или частоты дождей. Трейлы, открытые и для посетителей, сильно воздействующих на грунт (конники или моторизированные посетители),  естественно, лучше прокладывать с более пологими степенями наклона. 

Количество посетителей. Чем больше посетителей предполагается на данном трейле, тем меньше должен быть его общий наклон.

Уровень сложность. Трейлы с более высоким уровнем технической  сложности  предполагают местами и более высокую степень наклона, при этом использование таких элементов как grade reversal или армирование поверхности может быть весьма кстати для обеспечения устойчивости трейла.

Вычисление значения максимально устойчивого наклона трейла это довольно сложный процесс, требующих обширных познаний и опыта в трейлбилдинге. Если вы имеете какие-либо сомнения, то лучше проектируйте изначально трейл с меньшим общим наклоном, до тех пор, пока вы не сможете в достаточной мере оценить эффекты от различных степеней наклона трейла в ваших местных условиях. 

4. Точки перегиба

Суть этого приема лежит в его названии - это точка, в которой до этого поднимавшийся трейл выравнивается, и градиент меняется на противоложный - начинается спуск длиной примерно от 10 до 50 футов (линейное расстояние до следующей точки изменения направления наклона). Либо с точностью до наоборот. То есть участок с волнистым таким рельефом.  Подобная смена знака градиента поверхности трейла заставляет воду, скапливающуюся на трейле, стекать к нижней точке до того, как она сможет стать силой, способной причинить какой-либо вред трейлу. Точки перегиба также обозначается и другими терминами, такими как grade dip, grade brake, дренажная впадина, rolling dip.

Частота использования подобных участков на трейле для обеспечения устойчивости довольно важна, и об этом часто забывают. Большинство трейлов только выигрывают, если точки перегиба на них расположены через каждые 6-15 метров, в зависимости от типа грунта и объема осадков. Постарайтесь отложить это у себя в памяти: Гораздо проще построить трейл с точками перегиба, чем потом попытаться их добавить где-нибудь через год. Для лучшего результата, включите их в свой план с самого начала.

Точки перегиба помогут сохранить трейл с минимальными затратами на обслуживание. Старые трейлы обычно имеют укатанную поверхность с вымоинами, в которых скапливается вода. Если трейл имеет достаточное количество секций с точками перегиба, то вода будет просто образовывать небольшие лужицы на отдельных сегментах, перед тем как окончательно впитаться в землю, вместо одного большого ручья, который будет размывать поверхность трейла, приводя его в негодность. 

Помимо этого, точки перегиба вносят определенное разнообразие в трейл. Слишком затяжные спуски приводят к набору излишней скорости, а чрезмерно долгие подъемы изнуряют. Поэтому полезно иногда разбавить спуск внезапным подъемом, позволив слегка отпустить тормоза, или наоборот, дать отдохнуть на небольшом спуске после долгого подъема, чтобы байкер мог восстановить дыхание и снова набрать скорость.

Для сравнения — трейл на верхнем фото не имеет точек перегиба, и поэтому может легко превратиться в канал для стока воды. В то же время трейл на нижнем фото к этому предрасположен в меньшей степени благодаря чередованию небольших подъемов и спусков

5. Внешний скос

Прокладывая трейл по склону холма, нужно стараться делать так, чтобы внешний край трейла был слегка смещен вниз вдоль склона относительно внутренней стороны. Такое смещение называется внешним скосом/скосом наружу (outslope). При использовании данного приема вода попросту стекает вдоль склона, не задерживаясь на поверхности трейла и не стекая вдоль него [трейла] ручьем. Внешний скос является одним из тех факторов, который позволяет трейлу сохранять свой первоначальный рельеф на протяжении многих лет. IMBA рекомендует использовать на трейлах внешний скос примерно в 5%.

Внешний скос довольно проблемно поддерживать на одном и том же уровне на рыхлых грунтах. Колеса, ноги и копыта постоянно утрамбовывают почву по центру трейла и разбрасывают более рыхлые  и легкие слои по сторонам, тем самым приводя к образованию колеи.  В данном случае на помощь придет частое использование точек перегиба.

Использование клинометра (он же уклономер) 

Для измерения наклона можно использовать превеликое множество различных разных хитрых штуковин. Выбор IMBA - клинометр, за его точность, простоту, относительную дешевизну, да и вообще он в кармане помещается.

Клинометр позволяет измерить уклон как в градусах, так и в процентах. Для измерения уклона хайвэев, дорог и трейлов используются именно проценты.

Как измерить наклон

Для определения уклона вам нужно установить некую точку-ориентир, по которой будет проходить измерение - ваш друг-трейлбилдер для этого вполне подойдет. Просто следуйте следующим трем советам, и вскоре вы вполне овладеете этим искусством измерения уклона.

Шаг 1. Познакомьтесь с вашим клинометром.

Приложите клинометр к вашему основному глазу (как определить, какой глаз основной, абзацем ниже). Зажмурьте другой глаз и посмотрите через визир клинометра. Первым, что вы увидите, будет вращающаяся шкала. На ней по обе стороны нанесены деления - с одной стороны градусы, с другой стороны - проценты. Повращав головой, от земли к небу, вы заметите, как будут изменяться значения в градусах и процентах. Забейте на градусы, если только вам не охота вспомнить институтский курс тригонометрии, и используйте шкалу с процентами. 

В общем, ничего сложного в определении процента наклона нет - на визире даже специальная горизонтальная отметка имеется, остающаяся неподвижной относительно вращающейся шкалы.

Шаг 2. Определите точку отсчета

После того, как вы познакомились с тем, как работает ваш клинометр, следующим шагом будет выбор точки отсчета. Найдите кого-нибудь себе в помощь, желательно - примерно одного с вами роста. Встаньте примерно на расстоянии 10-15 футов (3-4.5 м) друг от друга на одном и том же уровне относительно земли. Идеальным вариантом будет пол в здании. Встаньте лицом к своему напарнику, поднесите клинометр к основному глазу, а второй закройте. Найдите нулевую отметку, зафиксируйте ее на горизонтальной линии, и откройте второй глаз. Бинокулярное зрение наложит эту линию на лицо вашего напарника. Точка, где горизонтальная линия пересекается с лицом вашего напарника (наверное, все же с какой-то конкретной точкой на лице - прим. переводчика), и будет требуемой точкой отсчета. Это та точка, на которую вы будете наводить клинометр для определения уклона.

Если вы и ваш напарник одного и того же роста, то горизонтальная линия должна пройти через его глаза. Если вы выше, то линия должна пройти выше его глаз, если ниже - соответственно, под его глазами. Не забывайте стоять прямо, когда пользуетесь клинометром. Если будете сутулиться, то точность ваших измерений упадет.

Шаг 3. Практика

Попрактикуйтесь с клинометром. Можете попросить напарника встать на кресло или на ступеньку, и отойдите на 10-15 футов. Заметьте, что придвигаясь ближе или отодвигаясь, вы будете увеличивать или уменьшать получаемое значение уклона, поскольку, сохраняя величину подъема постоянной, вы уменьшаете или увеличиваете величину пройденного расстояния. 

Очень важно - не пытайтесь определить уровень уклона на глаз. Некоторые думают, что раз уж глаз это совершенный оптический прибор, то и они способны оценить уклон на глаз. А на деле - они сильно заблуждаются. Глаз то может и совершенный прибор, но, как и любым прибором, им еще нужно научиться пользоваться.

Как определить основной глаз? Для этого можно прибегнуть к легкому тесту. Выставьте на полную длину руку (любую) с поднятым большим пальцем, и посмотрите поверх кончика пальца на дверной косяк, или дерево, или любой другой объект, который находится за вашим большим пальцем. После этого закройте сначала один глаз, а потом другой. Доминантным (основным) будет тот, который не "сдвинет" ваш палец в сторону (при закрытом втором глазу). От себя замечу, что это довольно заметно - у меня левый глаз палец сантиметра так на 3 сдвинул вправо - переводчик.

От переводчика. Поскольку с момента написания книги прошло уже немало времени, и прогресс на месте не стоял, то в качестве клинометра сейчас можно даже телефон использовать (вроде гуглофона или яблофона), установив соответствующее приложение. Для Android-платформ подойдет XClinometer, там есть возможность и в градусах отмерять, и в процентах, а заодно и уровень есть с пузырьком. Приложение, судя по всему, работает просто за счет гироскопа. Хотя я бы предпочел вариант с использованием камеры как визира.

Система рейтинга сложности трейлов

Система оценки сложности трейлов IMBA это базовый метод, используемый для категоризации относительной технической сложности неспортивных (для отдыха, то бишь) трейлов.

С помощью данной системы можно сделать следующее:

Эта система была адаптирована из International Trail Marking System (что-то вроде Всемирной системы разметки трасс), используемой на лыжных (наверное, все же  горнолыжных) курортах по всему миру. Многие трейловые сети используют данную систему, в особенности байк-парки, созданные для отдыха. Система наиболее адаптирована для байк-парков, но может подойти и для любой другой трейловой сети, с иным контингентом посетителей. Эти критерии должны быть совмещены с персональной оценкой и данными от тех, кто будет пользоваться трейлом, для получения конечного рейтинга.

Общие принципы определения рейтинга трейла

1. Оценивайте только техническую сложность

Данная система основывается на оценке именно сложности технических элементов, а не по физической нагрузке. Подобный подход - оценивать оба типа сложности по одной системе - не практичен. Возьмем, к примеру, длинный и спокойный трейл длиной миль в 20 (порядка 36-37 км). Технически он проще некуда, однако его протяженность может вас вымотать, т.е. с этой точки зрения он довольно сложный. Выход - оценивать показатели технической и физической сложности отдельно, и указывать дополнительно длину трейла и возможный перепад высот.

2. Собирайте измерения по трейлу

Используйте сопроводительную таблицу для фиксации замеров по каждому критерию. Не существует какого-то общепринятого метода подсчета "очков" трейла. Оценивайте трейл, исходя из данных, записанных в вашей таблице, в сочетании с вашей личной оценкой, чтобы получить конечный результат (т.е. в каком-то смысле оценка сложности - довольно субъективный параметр, что, в принципе то, вполне логично - уровень катания то у всех разный - прим. переводчика). Так же совершенно не обязательно, что каждый отдельно взятый трейл будет иметь одни и те же оценки сложности по отдельным параметрам. Он может, к примеру, быть зеленым по трем критериям, и синим по еще двум.

3. Указывайте сложность и протяженность трейла на указателях и картах

Длина трейла не является критерием его сложности. Однако, ее стоит указывать на указателях  в дополнение к обозначениям, указывающим на сложность. Так вы обеспечите большую информированность посетителей.

4. Оценивайте сложность относительно местных трейлов

Трейлы должны быть оценены относительно остальных трейлов в данном регионе. Не стоит производить оценку для каждого трейла по отдельности, поэтому учитывайте сложность всех трейлов, присутствующих в регионе, а так же их сравнительную сложность относительно друг друга. Это поможет определить относительную сложность каждого трейла  вам и правильно выбрать маршрут посетителям.

5. Оценивайте правильно

Установка рейтинга для трейла - процесс не 100% объективный. Наилучшим выходом будет комбинировать реальные данные, полученные путем замеров, с субъективным суждением. К примеру, трейл может обладать большим количеством разнообразных типов почвенного грунта. И получится, что большая часть трейла достаточно легка, но имеются отдельные участки с повышенной сложностью. Как же вы будете все это оценивать? Поэтому старайтесь использовать свой (а если нет своего - то чужой) опыт, чтобы учесть все элементы и выбрать тот рейтинг, который бы наиболее подходил к данному трейлу.

6. Учитывайте все параметры трейла

Не забывайте учитывать и параметры трейла, не входящие в объективные критерии.  Огромное количество различных особенностей и деталей трейла способно внести свой вклад в формирование сложности трейла. К примеру, осознание пропасти внизу(exposure) - ощущение пустого пространства дальше и вниз по трейлу - может сделать спуск психологически сложным (Это примерно как едешь-едешь, а тут рраз - и дальше пустота, сразу за жопу хватает - прим. переводчика). А трехдюймовый камешек может показаться здоровенным булыжником, когда перед тобой вырисовывается 50-ти (15м) футовый дроп. Так же стоит подумать о таких вещах, как чистота трейлового коридора и радиусы поворотов.

7. Доверяйте своим чувствам и ищите взгляд со стороны

Ни одна система не сможет быть объективной абсолютно для любой ситуации. Предлагаемая система является хорошим инструментом, особенно когда она скомбинирована с вашими общими впечатлениями и использует те данные, которые вам могут предоставить посетители вашего трейла. Внимательно приглядитесь к вашему трейлу, и попробуйте узнать мнение тех, кто по нему ездит, и только потом уже выносите окончательное решение по поводу рейтинга.

Помните, разнообразная трейловая система с большим количеством трейловых стилей (стилей исполнения трейла) это лучший путь к тому, чтобы максимально удовлетворить ваших посетителей. Предоставьте им выбор из легких и сложных трейлов, чтобы распределить нагрузку и удовлетворить большинство потребностей. Не забывайте правильное оформление с помощью указательных знаков, с указанием информации о сложности и протяженности того или иного трейла или участка, и посетители смогут с легкостью выбрать именно тот маршрут, что им необходим.

Какие параметры стоит рассматривать

Ширина трейла

Средняя ширина основной части трейла, его наиболее используемой части.

Поверхность трейла

Тип грунта и устойчивость поверхности трейла это определяющий фактор того, насколько сложно будет передвигаться по трейлу. Для описания поверхности можно использовать следующие термины: усиленная (hardened) (мощеная), твердая (firm),  устойчивая (stable), непостоянная (variable), очень непостоянная (widely variable), сыпучая (loose), непредсказуемая (unpredictable).

Уклон трейла (максимальный и средний)

Максимальным уклоном будет считаться уклон на самом крутом участке протяженностью не менее 10 футов, измеренный с помощью клинометра. Средним уклоном будет крутизна трейла на всей его длине. Грубо средний уклон можно посчитать как отношение перепада высот между точками начала и конца трейла к расстоянию между этими точками, помноженное на 100%.

Естественные препятствия и техничные элементы

Это те объекты, которые добавят сложности предстоящей поездке. Как примеры подобных элементов, можно рассматривать: камни, корни, бревна, ямы, лестницы, дропы и т.п. Высота каждого препятствия измеряется относительно поверхности трейла. Если препятствие неоднородно по размерам, то высота считается относительно наиболее легко проезжаемого участка.

Технические элементы это объекты, специально размещенные на трейле для его усложнения. Как пример: камни, бревна, мостки с подъемами, качели, гэпы, дропы и т.п. Интерес представляет как и их высота, так и ширина/длина.

Указатели

Очень важно разработать удобную и самодостаточную систему знаков и указателей для вашей трейловой сети. Знаки должны размещаться на основном старте (trailhead), в местах пересечения трейлов и в других ключевых точках. Когда планируете размещение знаков, учитывайте место их размещения. Интенсивно используемые трейлы должны обладать хорошей разметкой в виде указателей. С другой стороны, трейлам, расположенным в глухой сельской местности, хватит гораздо меньшего количества знаков. При этом, указатели могут показаться посетителям назойливыми и надоедающими, поэтому используйте их осторожно.

Типы указателей

Стартовые киоски (trailhead kiosks)

Стартовые киоски (судя по контексту, речь идет о чем-то вроде больших информационных стендах - прим. переводчика) это самые большие и наиболее заметные элементы системы указателей, располагаемые на стартовой площадке трейла или трейловой системы. Правильно оформленные киоски содержат полную карту трейловой сети и подробное описание каждого трейла. Это самое оптимальное место для размещения информации о длине  и относительной сложности трейла. Снабженные подобной информацией посетители смогут сделать правильный для себя выбор. Помимо этого, стартовая площадка трейла это идеальное место для разъяснения трейлового этикета и правил поведения на трейле, размещения списка контактов для вызова экстренной помощи и для набора волонтеров для будущего строительства.

Указатели направления

Указатели направления обеспечивают посетителей навигационной информацией, начиная с простых оградительных вешек на тропе, и заканчивая названием трейла и длиной маршрута, и должны присутствовать по всему трейлу. Эти указатели должны быть небольшими, но легко заметными, и ясно обозначивать путь. Однако старайтесь не переусердствовать с разметкой, сделав маршрут слишком легким, а то посетители могут подумать, что из-за неумных держат. Частая разметка может быть полезна лишь там, где действительно тяжело не сбиться с правильного маршрута, вроде троп, заметенных снегом.

Предупреждающие указатели

Данный тип указателей используется для предупреждения посетителей о предстоящей угрозе или трудном участке трейла. Такие указатели должны размещаться как можно ближе к самому трейлу, чтобы их было максимально легко увидеть. Стоит удостовериться, что вы разместили предупреждение достаточно рано, для того, чтобы посетитель смог избежать опасности. Особенно важно заранее предупреждать о технически сложных участках, по типу больших дропов, узких мостов и других достаточно сложных элементах трейла.

Указатели сложности

Подобные указатели лучше всего размещать на основной стартовой площадке или любом другом месте доступа к трейлам. Указатели должны быть достаточно велики, чтобы ясно обозначить уровень сложности трейла, а заодно и его длину. Помимо этого, подобные обозначения должны присутствовать и на пересечениях трейлов с различным уровнем сложности.

Регулирующие знаки

Такой тип указателей обычно используется для обозначения направления движения по трейлу или групп пользователей, для которых предназначен данный трейл. При создании таких знаков, сохраняйте тактичный и вежливый тон в надписях. Пользователи будут лучше следовать правилам, преподнесенным в позитивном ключе.

Обучающие знаки (информационные стенды)

Обучающие знаки и указатели обращают внимание посетителей на природные или культурные достопримечательности на протяжении трейла, и размещать их следует достаточно далеко от тропы, примерно в 4 футах (метра полтора). Такое размещение основано на том расчете, чтобы в случае остановки посетители не блокировали путь всем остальным. Размещайте подобные указатели так, чтобы их было достаточно легко увидеть и к ним можно было легко подъехать или подойти. Вы же не хотите, чтобы посетители вытоптали какую-нибудь редкую травинку в попытках получше прочитать написанное. Обучающие знаки наиболее полезны, когда они находятся непосредственно рядом с теми объектами, которые описывают.

Указатели маршрутов (way-marked routes)

В системе с размеченными маршрутами каждый трейл идентифицируется с помощью уникальных опознавательных знаков и пометок, которые позволяют посетителям следовать обозначенному маршруту по пересекающимся трейлам. Разметка маршрутов, осуществленная в подобном ключе, это эффективный и удобный способ обеспечить посетителям возможность путешествовать без необходимости постоянно сверяться с картой. Указатели маршрутов обычно связывают трейлы с похожей сложностью.

 Не забывайте! Соответствующий размер, размещение и тон надписей на указателях весьма критичны. Если ваши обозначения будут слишком малы, или размещены слишком далеко от трейла или в неудобном месте, многие посетители могут их попросту проморгать. Также соблюдайте вежливый тон в обращениях, размещенных на указателях, чтобы посетителям хотелось следовать вашим словам.

Материалы для указателей: за и против

Указатели и знаки можно изготовить из довольно большого количества материалов, начиная с гибкого пластика и заканчивая недвижимыми булыжниками. Приведем доводы за и против для каждого из них.

Различные пластики широко доступны, как в различных цветах, так и различной прочности, тут есть над чем подумать. В зависимости от температуры, пластик может как расширяться, так и сжиматься - стоит помнить об этом, если вы живете в регионе с сильными перепадами температуры. Также для различного хулиганья и вандалов пластиковые обозначения гораздо более легкая мишень, нежели крепкие стальные, что стоит учитывать, если трейл расположен вблизи города или в городской зоне.

Дерево наиболее эстетически удачный и легко доступный материал, но не очень прочный, если речь идет о вандализме. Так же стоит озаботиться защитой древесины от гниения.

Алюминий. Очень легкий и устойчив к коррозии. Однако, это довольно дорогой материал, и он не очень хорошо сочетается с природой, по сравнению с камнем и древесиной. А в наших условиях еще и весьма лакомый кусок для различных собирателей различных цветметов (прим. переводчика).

Сталь. Доступна и прочна, но легко поддается коррозии и должна быть соответствующим образом обработана для защиты от ржавчины. Стоит помнить, что есть определенный тип троглодитов, обожающих стрелять по круглым и не очень стальным указателям. Есть даже компания, которая производит указатели, которые выглядят так, будто по ним уже стреляли, поскольку так они менее привлекательны для любителей пострелять по кругляшам. Зато такая "обработка" позволяет повысить шанс того, что ваши указатели не будут порваны на куски парой выстрелов из дробовика.

Камень. Весьма прочен, но накладывает определенные ограничения на количество информации, которое можно на нем разместить - выбивать слова и буквы на камне довольно тяжело и затратно. Лучше всего использовать пирамидки из камней, чтобы давать понять посетителю, что он все еще на трейле. Такие сооружения будут более долговечны, если их заключить в сеточный каркас.

Управление посетителями с помощью дизайна трейла

Вы контролируете скорость

Некоторые трейлы привлекают тех посетителей, которые являются начинающими байкерами и только лишь учатся управлять своей скоростью. Иногда они летают слишком быстро, иногда тормозят в самый неподходящий момент перед препятствием или поворотом, и в обоих случаях могут доставить неудобство остальным посетителям. В данном случае лучшим решением будет доверить контроль над скоростью дизайнеру трейла, а не посетителю. Далее мы опишем несколько вариантов того, как вы можете реализовать подобный подход.

Ограждения, сужения и повороты (Corralling, chokes and turns)

Используйте ограждения для своего трейла

Включите в контуры трейла объекты, которые могут явственно очертить его границу и сделать акцент на поворотах. Также называемые трейловыми якорями, это могут быть большие камни, бревна, деревья и любые другие препятствия, расположенные в чередующемся порядке по обеим сторонам трейла, которые будут служить физическими и визуальными барьерами, удерживающими посетителей на трейле и замедляющие райдеров.

Сузьте трейловую тропу

С помощью камней, растительности или лежачих бревен можно создать небольшое сужение на трейле. Известное как "ворота" (gateway), препятствие такого типа следует устанавливать в точках трейла, предшествующих участкам, где посетителю необходимо снизить скорость, например - перед резкими поворотами или перекрестком. Такие сужения понемногу приучают посетителей использовать свои тормоза при приближении к сложным участкам. "Хмм, похоже, впереди меня ждет что-то сложное, пожалуй, приторможу-ка я, пока черезрульку не сделал". Обращайте внимание на то, что подобные сужения следует максимально вписывать в окружающий ландшафт. В противном случае, посетителям они могут показаться надоедливыми, и они найдут объезд.

Используйте повороты

Также вы можете построить вихляющий и петляющий трейл, используя постоянно чередующиеся подъемы, спуски и небольшие повороты влево-вправо. Посетителям, постоянно сфокусированным на все время изменяющемся маршруте, будет казаться, что они едут быстрее, чем это есть на самом деле. Извилистый синглтрек дает ездокам иллюзию скорости, не позволяя разгоняться слишком сильно.

Распределите их

Ключ к эффективному управлению большим количеством посетителей трейловой системы - это правильное их распределение по трейлам. Располагайте самые легкие и короткие трейлы поближе к стартовой площадке, чтобы обычные посетители могли легко и без проблем попасть на них. Увлекайте более опытных пешеходов и байкеров на более длинные и технически сложные трейлы подальше от стартовой локации. И не забывайте обеспечивать четкую и ясную разметку на трейлах, с указанием сложности, чтобы посетители могли выбрать наиболее подходящий для себя маршрут.

Обеспечьте как можно большее количество разнообразных трейлов

Наиболее популярные трейловые системы должны удовлетворять требованиям большого количества разнообразных групп любителей трейлов, наводняющих парки по выходным и праздникам. Лучшее решение в такой ситуации - разнообразие треловой системы. Подробнее мы опишем это в следующей главе. Но когда нет возможности построить или содержать много различных трейлов, попробуйте обеспечить возможность получения различных впечатлений в рамках одного трейлового коридора. Вы можете разместить технически сложные элементы с одной стороны трейла, добавив тем самым дополнительный маршрут для райдеров, которые ищут себе приключений. Более подробно о различных технических элементах мы поговорим в восьмой главе.

Трейл в городском сеттинге

Городские парки создают определенные трудности для трейлбилдеров. Близость к большому количеству людей обеспечивает соответствующий приток посетителей, из которых каждый ищет своих собственных впечатлений. Родительские пары с колясками, люди на пробежке, дети на BMX, любители понаблюдать за птичками и т.п. и любая другая группа посетителей - все они будут конкурировать между собой за место на трейле, если тот был слишком плохо спроектирован. Мы постарались собрать в данной книге все те советы, которые могут помочь вам разрешить подобное противоборство, поэтому читайте внимательно, и не бойтесь управлять своими посетителями с помощью дизайна трейла.

Разберемся в грунтах

В мире существует огромное количество различных типов почв. Фактически, даже на одном трейле можно встретить немало участков, различных между собой по типу грунта. В значительной степени тип грунта характеризуется его текстурой.  Текстура, в свою очередь, характеризуется размером частиц грунта.

Мы выделяем три основных типа частиц: песчаные (sand), осадочные (silt) и глинистые (clay). Каждый тип имеет свои размеры и форму, как следствие - различные физические свойства грунта, к примеру, способность впитывать влагу. Умение правильно определить тип грунта весьма важно в трейлбилдинге.

Песчаные почвы

Песчаные почвы имеют наибольшие из всех типов размеры частиц. В песке не содержится много питательных веществ, и из-за того, что расстояние между частицами в таком грунте довольно велико, вода песчаными почвами впитывается довольно быстро. С одной стороны, это довольно неплохое качество для трейла, однако есть и обратная сторона монеты. Частицы песчаных грунтов очень слабо связаны между собой. Песок плохо утаптывается, и поэтому посетители обычно стараются обогнуть песчаные участки, тем самым расширяя трейл.

Как определить песчаную почву:

Сухая - она просачивается сквозь пальцы, и вы легко можете различить отдельные частицы

Влажная - сожмите горсть грунта. Песок примет форму шара, который легко разделить на части, и частицы не будут приставать к пальцам.

Осадочные породы

По размеру частиц они находятся между песком и глиной. По сути, это очень мелкий песок, не смотря на то, что не кажется таковым, а его частицы очень трудно различить невооруженным глазом. Расстояния между частицами гораздо меньше, чем в песке, но более многочисленны, что означает, что осадочные типы почв удерживают больше влаги, но не так хорошо ее впитывают, по сравнению с песком.

Во влажном состоянии частицы не очень хорошо связаны между собой, поэтому легко смываются потоком воды.

Как определить осадочный тип грунта:

Сухой - напоминает муку, легкий и пылеобразный

Влажный - гладкий, но не липкий, легко разваливающийся

Глинистые почвы

Частицы глинистого грунта самые маленькие. Хоть и существует довольно много вариантов подобного типа грунта, все они имеют схожую форму, вроде тонких пластинок, что позволяет частицам глины иметь очень большую площадь поверхности относительно их размеров. Это, а так же огромное количество микропор дает глине способность удерживать весьма немалое количество влаги. Поэтому глина очень плохо сохнет. Однако, в сухом состоянии частицы плотно слипаются друг с другом, становясь жестким и прочным единым целым.

Как определить глинистую почву:

Сухая - кусок глины практически невозможно разломать пальцами.

Влажная - липкая, податливая, легко принимает ту форму, которую вы ей зададите.

Суглинок

Суглинок это смесь различных типов частиц, в которой ни один из трех вышеописанных типов грунта не превалирует. (в то же время Вики говорит нам, что "Суглинок — почва с преимущественным содержанием глины и значительным количеством песка" - прим. переводчика). Суглинок это идеальный материал для трейлбилдинга, сочетающий относительно неплохую способность впитывать влагу и сохранять заданную форму, с ним достаточно легко работать.

Как определить суглинок:

Сухой - комок затруднительно разломить, на ощупь твердый и шершавый, с песчинками.

Влажный - не твердый и не вязкий, но если сжать в ладони, то получится твердый шар.

Если снова обратиться к Вики, то ясности это не придаст - как оказывается, каждый геолог-почвовед имеет свою точку зрения на то, что же такое суглинок. И в каждом словаре приводятся свои определения. В общем, это обычная земля с примесью  глины и песка - прим. переводчика.

Если же обратиться к нашему собственному опыту, то идеальными грунтами являются различные суглинки и дресвяные грунты с примесью глинистых частиц. Если с суглинками понятно, то дресва — для многих понятие незнакомое. Это тип грунтов, в основном встречающийся в относительно молодых горных массивах (пример — горы Северного Кавказа, в частности, Ингушетия). Он относится к осадочным породам, и представляет собой мелкие частицы спрессованного временем и давлением ила (Кавказские горы — это бывшее дно древнего моря), смешанного с частицами глины и песка. На мой взгляд, представляет собой даже более идеальный грунт, чем суглинок, т.к. обладает превосходными дренирующими качествами, одновременно с ним очень легко работать и он прекрасно трамбуется, обеспечивая в итоге шикарный накат и сцепление с поверхностью. Одним из минусов можно считать повышенную подверженность размыванию, в случае если поверхность лежит на линии спада.

По материалам книги  Trail Solutions. IMBA's Guide How To Build a Sweet Singletrack.

Перевод  DrumminMan. 2012 г.